Сотрудники ИА РАН начали долгосрочный эксперимент по изучению циклов подсечно-огневого земледелия
Сотрудники Рунского археологического отряда ИА РАН приступили к проведению долгосрочного эксперимента по выращиванию зерна методом подсечно-огневого земледелия (ПОЗ). Эксперимент проводится в сотрудничестве с Институтом проблем экологии и эволюции РАН им. А.Н. Северцева и рассчитан на несколько лет, в течение которых на полигоне в Тверской области планируется провести несколько циклов аграрных работ по разным технологиям ПОЗ с постоянным отслеживанием биогеохимических показателей почвы и растений.
Участок березняка до начала эксперимента
Подсечно-огневое землепользование обычно рассматривается как архаичный и трудоемкий способ выращивания растительных культур. Для получения высокого урожая злаков или овощей в лесу вырубали участок, срубленный лес высушивали и сжигали. Затем участок, удобренный полученной золой, обрабатывали для посева (вспахивали, боронили с корчеванием остатков деревьев или без него), а затем засевали озимыми или яровыми культурами. В дальнейшем это место, как утратившее плодородие и требующее длительного восстановления, оставляли, и оно снова зарастало лесом.
Экспериментальный участок с высохшими деревьями
Судя по историческим и этнографическим источникам, ПОЗ существовало вплоть до конца XIX – начала XX в. на самых разных территориях, например, в Карелии, в Олонецкой, Вологодской, Новгородской, Тверской губерниях, на Черниговщине, а также в северных странах Западной Европы. В России эта технология была вытеснена другими системами землепользования не из-за ее трудоемкости или неэффективности, а по причинам экономического и политического характера. Как отмечают исследователи, реформа государственной деревни вывела лес из системы сельского хозяйства в отдельное лесное хозяйство с запретом на рубку леса, что привело к ограничению мест, где крестьяне могли закладывать подсеки. С другой стороны, в 1900 г. крестьяне получили право продавать лес из своих подсечно-земельных наделов, и в условиях роста цен на лес им оказалось выгоднее не сжигать лес на подсеках, а продавать его и покупать зерно. Еще одной причиной вытеснения ПОЗ стала Первая мировая война, забравшая мужское трудоспособное население на фронт, и крестьянские хозяйства лишились трудовых ресурсов, необходимых для расчистки новых подсек.
Подготовленный полигон, обрамленный противопожарной канавкой
Подсечно-огневое земледелие – органическая часть лесного хозяйства, которое отличается многокомпонентностью, широким спектром привлечения ресурсов и обширными территориями, необходимыми для стабильного существования этого уклада в ряду поколений. Неотъемлемой чертой обществ, практиковавших «лесной хозяйственный уклад» являются особенности расселения и демографические рамки. Изучая практики ПОЗ, одни исследователи, исходя из парадигмы противопоставления «архаичное – прогрессивное» считают, что такой способ возделывания земли требует слишком много трудозатрат, а другие – констатируют возможность обработки участка относительно небольшим коллективом с привлечением на некоторых этапах работ всего населения «от мала до велика». Разнообразие практик ПОЗ серьезно влияли на ландшафтное своеобразие местностей и регионов, в которых его практиковали. По мнению экологов, оно, наряду с другими формами антропогенного воздействия, способствовало формированию современной природной зональности.
Рабочий момент. Горение стволов и веток на полигоне
Хозяйственный уклад, включающий ПОЗ, традиционно находится в сфере интересов отечественных археологов. В 1932 г. вышло обобщающее исследование В.Н. Третьякова «Подсечное земледелие в Восточной Европе», в котором он, в соответствии с принятыми парадигмами того времени, рассматривал ПОЗ «в его возникновении, развитии и отмирании» в контексте проблемы возникновения пашенного земледелия». В 1968 В.П. Петров опубликовал монографическое исследование «Подсечное земледелие», основанное на историографических материалах XVIII–XX вв., но обращенную к историкам и археологам.
Заключительный этап горения древесных материалов на полигоне
В последние десятилетия на базе развития комплексных исследований в археологии следы ПОЗ становятся особым предметом поиска в исторических ландшафтах и на археологических памятниках. Современная археология располагает маркерами погребенных почв, данными об их палинологическом составе, особенностях антрокологических материалов, следах деятельности насекомых. Все это позволяет выявлять участки, на которых в прошлом сжигали древесину перед посевом.
Рабочий момент. Очистка полигона от обугленных жердей
В современном изучении ПОЗ значительную часть исследований составляют эксперименты, позволяющие уточнить детали этой технологии, увидеть, как проявляются разнообразные формы сожжения, обработки грунта, посадки и др. Исследования изотопного состава азота в системе «почва – растение» (гиперссылка) позволяют реконструировать систему сельскохозяйственных методов: использование животных удобрений, подсечно-огневого земледелия, особенностей выпаса и фуражирования домашних животных.
Боронение стволом ели с острыми сучками
В 2024 г. в рамках работы Рунского археологического отряда в Пеновском районе Тверской области была заложена площадка для проведения долгосрочного эксперимента. Для полигона был выбран участок размером 50 на 50 метров на западном склоне края молодого березняка, с отдельными соснами и елями.
Разметка полигона. На отмеченных участках использовались различные технологии посева ячменя
Весной 2025 г. на освобожденном от сухих деревьев участке было подготовлен малый пробный полигон размером 10 на 10 метров, окруженный противопожарным рвом шириной в два штыка и глубиной в один штык. На площади полигона были разложены стволы диаметром не более 10 см и ветки. Затем подготовленную древесину сожгли, причем процесс сжигания занял примерно 4 часа из-за неравномерного распространения огня. На следующий день на участке сожжения были посеяны зерна ячменя, с боронением и без него, также зерно было посеяно на контрольном участке, вскопанном на не прожженной земле.
Предполагается, что эксперимент будет проходить в течение нескольких лет. Проведение экспериментального аналога ПОЗ представляется перспективным, так как позволит лучше понять связи между хозяйственным укладом и расселением в лесных экосистемах.
М.В. Добровольская
В эксперименте принимают участие: М.В. Добровольская, Ю. Афанасьев, А. Борзов, С.А. Нелюбов, Е.О. Челогаева. Организация и проведение палеоэкологических исследований выполняется совместно с группой исследователей ИПЭЭ РАН под руководством А.В. Тиунова. Участники эксперимента приносят благодарность за возможность проведения работ и разнообразную помощь Г.А. Лекареву. Видео подготовила Д.В. Сковоринская.