На сайте «Автодора» появилась страница об археологических раскопках перед строительством трассы М 12

Тематический раздел, посвященный археологическим раскопкам перед строительством трассы М 12 «Москва – Казань», появился на сайте ГК «Автодор». Благодаря ему посетители сайта смогут узнать об археологических памятниках, расположенных на территории автомагистрали, об истории этих мест, людях, живших здесь от каменного века до Средних веков и Нового времени, их жизни, быте и материальной культуре.  

Структура раздела организована по двум осям: пространственной и временной.  Раздел открывает наложенная на географическую карту схема трассы М12, на которой точками обозначены археологические памятники, исследованные перед строительством автомагистрали. Нажатие на точку открывает описание памятника: его местоположение, хронологические рамки, планировку. Тексты снабжены гиперссылками на статьи на сайте ИА РАН, посвященные исследованиям этого памятника.

Под интерактивной схемой перечислены эпохи, в хронологических границах которых находились исследованные памятники. Самая ранняя граница – это эпоха мезолита, 10 тысяч лет назад, самая поздняя – период Нового времени, XVIII–XIX вв. К описанию каждой эпохи привязаны фотографии самых интересных и ярких находок, собранных при раскопках перед строительством трассы. В аннотации к каждой фотографии рассказывается, что это за предмет, для чего он был предназначен и насколько широко был распространен.

Археологические спасательные раскопки перед строительством автотрассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань выполнены Институтом археологии в 2021–2023 гг. За три года было раскопано 25 объектов археологического наследия, исследовано более 100 тысяч кв.м площади, собрана коллекция из более 370 тысяч находок. Среди изученных памятников встречаются уникальные: стоянки эпохи мезолита Малоокуловская 3, Малое Окулово 18 и 19, поселения эпохи бронзы Акузово 4 и 6, Дмитровская Слобода, средневековые селища Чаадаево 5 и Катышево.

Широкомасштабные археологические исследования позволили получить новые научные данные. Многие памятники были исследованы на всей площади, что дало принципиально новые знания об устройстве и планировке поселений эпох камня и бронзы, Средневековья и Нового времени. Стало понятно, как были устроены жилища эпохи мезолита в долине Оки, где были расположены жилища, мастерские, стойла для животных и в каких местах хоронили своих соплеменников люди, жившие по берегам реки Пьяны в эпоху бронзы. Настоящим открытием стало понимание пространственной организации древнерусских селищ под Муромом. При раскопках памятников Нового времени были получены результаты, рассказывающие об устройстве промыслов. Особое место среди изученных памятников занимает территория Кондряевского (Киверсовского) стекольного завода – это интересный пример изучения производственной территории XVIII–XIX вв., характеризующий становление и развитие промышленных предприятий России.

Раскопки перед строительством трассы создали в пространстве автотрассы виртуальную «дорогу тысячелетий», на которой выстроились поселения и могильники, охотничьи и промысловые стоянки, мастерские и промышленные помещения – все то, благодаря чему мы можем понять, какой была история на этих территориях и какое место они занимают в истории России.


Смотреть на сайте ГК "Автодор"