Археологи определили, где был найден клад дирхамов VIII–IX вв., изъятый у черных копателей
Специалисты Института археологии РАН определили место, где черные копатели в 2016 г. нашли клад арабских дирхамов второй половины VIII – третьей четверти IX в. – один из самых крупных кладов куфического серебра этого периода, найденных в бассейне Оки (Рязанская область). Исследователи смогли восстановить археологический контекст находки: установлено, что монеты были спрятаны за пределами поселения, возможно, вблизи дороги или переправы.
Археологические работы на месте нахождения клада
«Мы нашли место, где черные копатели нашли клад – это подтверждается и находками монет, аналогичных тем, которые были изъяты у копателей, и следами земляных работ, которые мы смогли обнаружить, несмотря на то, что прошло несколько лет. Фактически мы сработали, как криминалисты», – отметил государственный эксперт по проведению историко-культурной экспертизы, научный сотрудник Института археологии РАН Игорь Стрикалов.
Клад, названный по ближайшим населенным пунктам Хрущёво-Тырновским, после исследования будет передан в Рязанский краеведческий музей. Точная локализация находки и экспертное мнение специалистов Института стали решающими при привлечении к ответственности кладоискателей. По решению суда черные копатели признаны виновными в повреждении культурного слоя и незаконных раскопках и приговорены к выплате штрафа.
В мае 2016 г. недалеко от реки Истья в Рязанской области два молодых человека нашли с помощью металлоискателей клад – 228 целых серебряных дирхамов и фрагментов монет. Находка привлекла внимание правоохранительных органов, и очень скоро монеты у незадачливых кладоискателей были изъяты. В 2018–2019 гг. археологи обследовали участок, на котором предположительно были найдены монеты. Целью исследования был поиск местонахождения клада, и, по возможности, уточнение данных, которые могли бы больше рассказать о находке. Изучение архивных материалов показало, что на участке, где были найдены монеты, никогда не проводились археологические исследования, но недалеко от него, на расстоянии шести километров, находятся объекты археологического наследия, внесенные в «Археологическую карту России»: селища раннего железного века I тыс. до н.э., 3-й четверти I тыс. и XVI–XVII вв. Участок распахивался, и поэтому никаких следов от поиска клада на поверхности земли не осталось.
Археологические работы на месте нахождения клада
Археологи заложили шурфы, в которых были найдены фрагменты керамики разного времени и многочисленные отщепы кремня. В одном из шурфов была обнаружена монета, похожая на те, что были изъяты у копателей. Это позволило сузить поиск. В ходе последующих работ археологи обнаружили еще четыре монеты, а также зафиксировали следы, оставленные лопатами. Анализ расположения следов раскопок и находки серебряных монет, аналогичных найденным на этом участке в 2016 г., позволили утверждать, что именно на этом месте и был найден Хрущёво-Тырновский клад. Еще одним итогом археологических работ стало выявление ранее не известного объекта археологического наследия – многослойного поселения, включающего слои эпохи бронзы, VIII–IX, XIII–XIV и XVIII–XIX вв.
Серебряные куфические монеты (дирхамы) VIII–IX вв. из раскопок на месте находки клада
Изучение монет, найденных во время археологического исследования, показало, что они – часть клада серебряных куфических монет второй половины VIII – третьей четверти IX в., найденных в 2016 г. Общее количество монет клада в итоге составило 226 экземпляров: из них 184 – целые монеты, две монеты разделены на две части, остальные представлены фрагментами. По словам специалистов, на значительной части дирхамов есть свежие повреждения: царапины, вмятины и деформации пластин. Основную часть клада составляют дирхамы Аббасидов – династии халифов, правившей Арабским халифатом в 749–1258 гг. Самые «старшие» монеты клада были выпущены в 751–752 гг., «младшие» – в 873–874 гг.: это позволило предположить, что клад был спрятан в середине – второй половине 870-х гг.
«Но, к сожалению, грабительское извлечение монет привело к тому, что часть археологических данных, информация о культурном слое, в котором находился клад, по большей части утрачена. Мы не знаем, как именно был скрыт клад. То, что находка сейчас доступна для изучения, не решает эту проблему: своими действиями копатели уничтожили сам контекст находки. Частично мы его восстановили: нам удалось найти точное место, где этот клад был спрятан. Сейчас понятно, что здесь не было поселений – это было довольно глухое место, отдаленное от Оки. Возможно, здесь находилась сухопутная дорога или временная стоянка купцов», – пояснил Игорь Стрикалов.
По словам ученого, склон берега Истьи, который находится ближе всего к месту находки, имеет плавный рельеф и характерен для участков, использовавшихся для переправ через реку. Возможно, в VIII–IX вв. здесь проходил торговый путь, частью которого был брод через реку Истья.
«Находка клада – еще одни кирпичик в исследование Великого Волжского пути, который связывал Европу и восток на рубеже I–II тыс. и проходил через Оку. Входящие в его состав монеты важны как ценный источник для изучения торгово-экономических отношений в IX в. населения Восточной Европы с мусульманским Востоком при посредничестве Хазарского каганата, закономерностей и особенностей использования дирхамов в бассейне Средней Оки», – отметил Игорь Стрикалов.