Свято-Троицкая Сергиева лавра Московская духовная академия
Институт археологии ран
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

 Научно-практическая конференция
«Царские чертоги: история и современность»

23 апреля 2024 г. в Московской духовной академии состоится научно-практическая конференция «Царские чертоги: история и современность».

Форма участия в конференции – очная, регламент выступления докладчиков – 20 минут.

На конференции планируется представление и обсуждение вопросов, касающихся истории Царских чертогов по следующим основным направлениям:

  • история
  • архитектура
  • внутреннее убранство
  • реставрация
  • археология
  • Покровский храм
  • церковно-археологический кабинет


Программа конференции


Выставка
«Изразцы печей Царских чертогов второй половины XVII в.»
По материалам археологических исследований Троице-Сергиевой Лавры
23 апреля – 25 августа 2024, Сергиев Посад
Московская духовная академия
Институт археологии РАН 

Печь – сердце дома. А нарядная изразцовая еще и центр притяжения взглядов. Она имеет важное, можно сказать, определяющее значение в формировании впечатления от интерьера, дает представление о статусе хозяина.

Печи, декорированные красными рамочными изразцами производства мастерской Троице-Сергиевской Лавры, скорее всего, предназначались для небольших помещений деревянных царских и царицыных палат, и, соответственно были скромного размера с ровным прямым зеркалом. Набор изображений: государственный герб – двуглавый орел, гербовые и геральдические животные, изящный и прихотливый растительный узор демонстрируют высокий статус владельцев палат.


Изразец печной красный рамочный с изображением грифона
1640–50-х гг. Глина, формовка, обжиг
Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область. Исследования Института археологии РАН

В период переходной петровской эпохи появляются изразцы, которые называют рельефно-расписными. Еще остался рельеф, но часть изображения уже рисуется. У этого вида изразцов также есть второе название – псевдогербовые – это отражение в печных изразцах особенностей эпохи. В Западной Европе украшение печей гербами владельцев имеет давнюю традицию. В России же гербы появляются довольно поздно. Это глобальное несоответствие рождает странный гибрид. Изразцы по внешним признакам гербовые, но, собственно, самого герба на них нет. Его заменяют рисунки в медальонах. Чаще всего это разнообразные цветы и растения, иногда встречаются животные или иные изображения.

На лицевых изразцах фигурный гербовый щит. Над ним корона. В центре щита овальный медальон с цветком. Аналогичные медальоны украшают и все остальные элементы печи: ножки, арки, карнизы, валики и городки. Один из лицевых изразцов симметрично обрезан по бокам. Видимо, размеры печи, для которой он предназначался, были не вполне стандартными. Пришлось обрезать рисунок.


Изразец печной красный с изображением двуглавого орла в узорной рамке
1640-е гг.  Глина, формовка, обжиг
Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область Исследования Института археологии РАН

Печь, облицованная такими изразцами, стоит в Надвратной церкви Троице-Сергиевской Лавры.

Печи, облицованные псевдогербовыми изразцами – частая примета домиков Петра I. Если в больших парадных дворцах ставились печи «гамбургские», то для небольших деревянных построек выбирались именно такие – с изображением гербового щита под короной. Стандартные размеры всех элементов набора позволяют возвести подобную печь практически в любом помещении.


Изразец печной красный рамочный с изображением льва
1640–50-х гг. Глина, формовка, обжиг
Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область. Исследования Института археологии РАН

В середине XVII в. изразцы стали покрывать разноцветными эмалями (знаменитое пятицветие русского изразца: белая, синяя, бирюзовая и желтая эмали и желто-коричневая полупрозрачная глазурь). Печи стали яркими, нарядными. В 1680–90-е гг. в моду вошел новый принцип построения печного зеркала – раппортный, при котором значительно укрупняется центральный элемент рисунка. Раппорт состоит из 5-ти лицевых изразцов, поставленных вперебежку. Его образуют два симметричных изразца внизу и три вверху: центральный и два одинаковых боковых, представляющих собой как бы две соединенные половинки каждой боковой части раппорта. В центре композиции ваза с цветами в обрамлении причудливого картуша. По краю рамка из мелких элементов. Пространство между рамкой и основным изображением занимают по верхним углам цветочные бутоны, по низу – продетые в кольца полотеничные полотна.

Раппортный узор из пяти изразцов с крупным центральным изображением, предполагает значительный размер самой печи, а значит, и большую высоту потолков, и просторную залу. Такие печи вошли в моду в Москве в 1680-е гг. Они и были выбраны для украшения новопостроенных Царских чертогов.