Во время раскопок в Юрьевом монастыре экспедиция Института археологии РАН впервые обнаружила шесть каменных саркофагов, в которых в период XII — начала XIII века были похоронены представители боярской верхушки Новгорода. Такие саркофаги выполняли функцию семейной усыпальницы и не встречаются нигде, кроме нескольких столиц княжеств домонгольского периода: Киева, Чернигова, Переяславля Южного и Новгорода.
Георгиевский собор Юрьева монастыря. Построен в 1119 году. Относится к памятникам архитектуры домонгольского периода. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
«Это необычное, редкое погребальное сооружение, и его уникальность не только в том, что каменные сборные саркофаги очень редко встречаются - всего в Новгороде на сегодняшний день обнаружено около 15 саркофагов. Они есть в Софийском соборе, в некоторых старых церквях, но целая серия саркофагов, принадлежащая элите средневекового Новгорода – это, безусловно, редкость», – отметил главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН, начальник Новгородского архитектурно-археологического отряда Владимир Седов.
Учёные ИА РАН исследуют Георгиевский собор Юрьева монастыря с 2013 года. Сначала было изучено пространство внутри собора, а с 2015 года начались археологические работы по внешнему периметру, возле фасадов здания. Раскопки уже принесли многочисленные и неожиданные открытия: здесь были найдены фрагменты фресок, сбитых со стен при архимандрите Фотии в начале XIX века и находившихся под полом собора, а в 2016 году возле северного фасада археологи обнаружили каменные саркофаги. Как полагают учёные, в них были похоронены монахи Юрьева монастыря: на это указывают найденные в захоронении остатки кожаных поясов с тиснением двунадесятых праздников и кожаные кресты.
В 2019 году при исследовании пространства возле южного фасада собора археологи обнаружили серию сборных каменных саркофагов, каждый из который был собран из шести плит. Всего было найдено шесть саркофагов, пять из которых оказались доступны для исследований. Шестой саркофаг находится под поздним фундаментом, и подобраться к нему оказалось сложно.
Работы у южного фасада собора
Саркофаги были поставлены в три ряда, причем каменные крышки саркофагов центрального ряда находились непосредственно перед входом в церковь и были вкопаны на одинаковом расстоянии друг от друга, но на разной глубине, образуя ступени лестницы. Вероятно, в XII веке крышка самого ближнего к собору саркофага находилась вровень с полом храма, а самого дальнего - на уровне поверхности земли, и по ним, как по лестнице, можно было войти в двери храма.
«Это очень мощное сооружение, и очевидно, что каждый саркофаг был подготовлен заблаговременно, потому что на его подготовку должно было уйти очень много времени, а для установки требовалось много людей. Например, плита, накрывающая саркофаги, весит около полутора тонн, и чтобы снять её, нужны силы не менее шести-восьми здоровых мужчин. Позволить себе такую усыпальницу могли только очень состоятельные люди», — полагает Владимир Седов.
Снятие плит саркофагов
Каменные саркофаги
Почти в каждом саркофаге было обнаружено несколько погребённых, среди которых были мужчины, женщины и дети. Как отмечают исследователи, это указывает, с одной стороны, на семейный характер гробниц, а с другой, на принадлежность этих семей к боярской верхушке Новгорода: Георгиевский собор Юрьева монастыря был княжеским, и похоронить здесь можно было либо монаха этой обители, либо человека с очень высоким социальным статусом.
Тела погребённых были завернуты в бересту и, возможно, в ткань, которая не сохранилась. На всех женщинах были высокие кожаные сапоги, на мужчинах – погребальная обувь. В саркофагах не обнаружено никаких металлических предметов, за исключением серебряных серёг (или височных колец) в одном из погребений.
По данным первичного антропологического обследования, здесь были похоронены мужчины и женщины в возрасте около 50 лет и старше. «Все они вели активный образ жизни, на что указывает большая изношенность суставов. Но очень хорошо сохранившаяся зубная система говорит о том, что эти люди хорошо питались. Если учесть, что средняя продолжительность жизни для средневекового человека составляет 35-38 лет, а в этих погребениях почти все индивиды старше 50, то можно сказать, что у них был очень высокий уровень жизни», – отметила научный сотрудник отдела теории и методики (Группа физической антропологии) ИА РАН Ирина Решетова.
Слева: вскрытые саркофаги. Справа: береста из захоронения
Слева: расчистка погребения. Справа: обработка фрагментов скелета
По словам исследователей, расположение останков указывает на то, что погребения не были единовременными: крышки несколько раз поднимались, и в саркофаги помещали умерших, вероятно, членов семьи. Отсутствие каких-либо надписей указывает на то, что современники хорошо знали, кто похоронен в этих саркофагах, но со временем это знание было утрачено.
В 1-й Новгородской летописи упоминается, что возле Георгиевского собора был похоронен Мирошка Несдинич — новгородский посадник с 1189 года до 1204 года. Интересно, что с его именем связаны две берестяные грамоты: одна была адресована ему, а вторая – написана им. В летописи также говорится о его сыне Дмитрии, который тоже был посадником Новгорода и был погребен рядом с отцом.
«Мы можем осторожно рассуждать, что здесь могут быть похоронены представители боярской семьи Мирошкиничей, связанной с Людиным концом. В летописях упоминается, что возле Георгиевского собора в разное время похоронены Мирошка Несдинич и его сын: когда тело убитого Дмитрия Мирошкинича привозят в Новгород, его хоронят возле отца. Это может указывать на то, что место для похорон уже подготовлено – например, им может быть семейный саркофаг. Но это лишь предположение, которое будет очень сложно доказать», – сказал Владимир Седов.
Учёный отметил, что погребение в саркофагах, расположенных у входа в храм и под полом церкви, соответствует христианском погребальному обряду. В саркофаги, в отличие от языческих захоронений, не помещали вещи, сопровождающие в загробный мир, а сами могилы находятся как можно ближе к церкви: «Известно, что о таком погребении просили, чтобы быть вместе с общиной, с теми, кто идет на молитву: это попытка символически соединиться перед Страшным судом с паствой».