В Троице-Сергиевой лавре найдена матрица для тиснения клейм на монашеском облачении

В апреле 2022 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры при спасательных раскопках, проводящихся Подмосковной экспедицией Института археологии РАН, обнаружена редкая находка: близ Казначейского корпуса и 40 м севернее Троицкого собора, в слое конца XV – XVI в. найдена металлическая матрица для тиснения на кожаном поясе или на парамане (параманд, додекаортон – часть монашеского облачения, четырехугольный наспинный плат с подшитыми к углам шнурами).


Матрица для тиснения на коже: а) лицевая сторона; б) то же в зеркальном отображении; в) оборотная сторона

Матрица представляет собой прямоугольную пластину размерами 25 × 20 × 4 мм из цветного металла. На лицевой стороне матрицы помещена обведенная рамкой зеркально читаемая трехстрочная надпись уставом:
ВСТР / ?ТНЬ / ЕХ ? ВО (Сретение Христово).

Известно, что на кожаные монашеские пояса и параманы наносили тисненые клейма с изображениями и названиями двунадесятых праздников, крестами и розетками – подобные предметы находили только в захоронениях монахов. Среди наиболее известных находок этого типа – пояс и параман из погребения в белокаменном саркофаге антропоморфного типа, найденном в 1836 г. в притворе кремлевской церкви Спаса на Бору. Плат и пояс были положены на женском костяке, который был отождествлен с супругой великого князя Симеона Ивановича – Марией, скончавшейся инокиней в 1399 г. Ее погребение вскрывалось в 1472 г., причем нетленные останки были переоблачены в новые монашеские одежды. В настоящее время параман великой княгини Марии находится в Музеях Московского Кремля.


Параманд и пояс из погребения великой княгини Марии
(Древности Российского государства. М.: типография А. Семена, 1849. № 107. Рисунок Ф. Солнцева)

Кожаный пояс с оттисками, близкими по исполнению и сюжетам, найден и в погребении супруги великого князя Дмитрия Ивановича Евдокии (+ 1407 г.) в соборе Вознесенского монастыря. Два аналогичных кожаных пояса с клеймами двунадесятых праздников найдены в некрополе Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря: первый при раскопках М.К. Каргера 1930-х гг., а второй, в процессе работ Вл.В. Седова, в саркофаге у северного фасада собора в 2017 г. Оба пояса датируются домонгольским временем.

По данным А.В. Курбатова, в настоящее время известно немного находок подобных матриц. В частности, два костяных штампа были найдены в Минске (кубик 30 × 30 мм, на гранях которого углубленным рельефом даны композиции двунадесятых праздников) и Новгороде (пластина 45 × 38 × 5 мм с сюжетом Входа в Иерусалим, XV в.). Бронзовая древнерусская матрица (22 × 25,5 мм) с изображением Успения Богоматери происходит из Гродека (Польша).

Вероятно, технологией тиснения по коже владел узкий круг ремесленников, работавших при монастырях (они делали также книжные переплеты). Близкое сходство троицкой матрицы и оттиска на парамане из Кремля позволяет предположить, что они сделаны в одной мастерской, что свидетельствует о знакомстве мастеров Москвы или Троицкого монастыря с этим редким видом ремесла в XIV–XV вв.

 Ранее предполагалось, что центров изготовления монашеских кожаных поясов было только два: в XI–XIII вв. технику тиснения по коже металлическими матрицами с использованием горячего масла или воска могли освоить в одном из монастырей Киева, а с XIV в. ее начали применять в Новгороде. Находка из Троице-Сергиевой Лавры позволяет расширить этот круг. 

А.В. Энговатова