Становление христианства в России. Находки в Фанагории
Мраморная столешница
Первые христианские общины на Боспоре появились в начале IV в. Тогда же была основана епископская кафедра в Пантикапее. В начале VI в. епископская кафедра, подчиненная непосредственно Константинополю, появилась и в Фанагории: подпись епископа Фанагории Иоанна стоит под документами патриаршего синода 519 года в Константинополе. Учреждение епископской кафедры в Фанагории, несомненно, связано с вхождением боспорских городов в состав Византийской империи при императоре Юстине I.
Фрагмент мраморной столешницы. V–VI век, Фанагория
Что же касается материальных свидетельств христианизации населения Фанагории, то их, на удивление, мало. До нас дошло известняковое надгробие второй половины IV–V вв. с изображением креста и греческой надписью "Господи, помоги Феодоту", найденное на Западном некрополе Фанагории, где, скорее всего и располагалось христианское кладбище. В 1853 г. была найдена мраморная плита с греческой надписью: "Господи, помоги рабу Твоему Кириаку капитану, всем морякам и Георгию грешнику", датируемая VI–VII вв.
О присутствии здесь христианского населения свидетельствует краснолаковая посуда V–VI вв. с христианской символикой, главным образом, штампованными изображениями крестов разных типов.
В отношении свидетельств наличия в городе христианских храмов, которые, несомненно, были в Фанагории, можно лишь сказать, что до сих пор найдено лишь одно: это бронзовый крест VI в. Подобные кресты обычно подвешивались к лампадофору или кронштейну для лампад, т.е. он был частью храмового инвентаря.
В таком контексте особое значение приобретает находка фрагмента мраморной полукруглой столешницы с арочными вырезами вдоль края и фрагмента мраморной купели.
Столешницы в форме греческой буквы «сигма», обычно датируемые V–VI вв., использовали в храмах в качестве алтаря, в том числе главного, стола для подношений, а также во время литургических и поминальных трапез. Происхождение большинства неизвестно, но отмечается их концентрация в Восточном Средиземноморье, хотя, как правило, находят только небольшие их фрагменты, лишенные каких-либо декоративных элементов. Целые экземпляры V–VI вв. найдены в Апамее (Сирия) и Коринфе.
Среди близких фанагорийскому экземпляру аналогий можно привести только три целых экземпляра – из Афин, Рима (в Метрополитен-музее в Нью Йорке) и проданный на аукционе Сотбис.
Мраморная купель
В ранневизантийское время, если не было специально построенного баптистерия, в котором был бассейн со ступеньками, то крестили в относительно небольших купелях, которые, как правило, располагались в нартексе базилики, где обычно стояли оглашенные (готовившиеся принять крещение), которым во время литургии было запрещено находиться в основном помещении храма. Скорее всего, фанагорийский экземпляр относится именно к этому типу. Судя по предполагаемым размерам, купель была рассчитана не только на младенцев, но и на взрослых, что было особенно важно в период распространения христианства, когда основную массу крестившихся составляло взрослое население. Купели были самых разных размеров, форм (круглые, прямоугольные, многогранные, в форме многолепесковой розетки и т.д.), от простых, лишенных каких-либо декоративных элементов, до украшенных рельефными разной степени сложности и мозаичными изображениями.
Фрагмент мраморной купели V–VI века. Фанагория
Фанагорийский экземпляр относится к числу простых прямоугольных купелей с двумя отверстиями для слива воды (верхнее для слива ее излишков, которые образовывались при погружении крещаемого в купель). К сожалению, сохранились только боковые, тыльная стороны купели и ее дно. Как выглядела ее лицевая сторона, на которой обычно помещались христианские символы и обязательное изображение креста, остается неизвестным для нас.
В.Д. Кузнецов