Недавно коллекция монет из раскопок Фанагории пополнилась бешлыком Крымского ханства.

На аверсе надпись: «Хан Шахин Гирай», на оборотной – «Чеканено в Бахчисарае 1191 года» (по григорианскому календарю – 1779 г.). Чекан относится к третьему году правления Шахина Гирая.


Бешлык третьего года правления хана Шахина Гирая

Если в Крыму бахчисарайские бешлыки Шахина Гирая третьего года правления составляют многочисленную категорию монет, то на Таманском полуострове они встречаются реже, а в Фанагории – это первая зарегистрированная находка. Восточные монеты, в том числе османские и крымские XVIII в., вообще составляют очень небольшую группу среди нумизматических материалов этого памятника.

Между тем, находка бешлыка крымского хана Шахина Гирая (правил в 1777–1783 гг.) на Тамани – далеко не случайность. Она напоминает о страницах истории вхождения Крыма и Кубани в состав Российской империи в конце XVIII в.

Шахин Гирай, от имени которого отчеканена монета, – последний крымский хан. Он был одарённым человеком. В юности посетил Европу, прекрасно знал французский, русский, турецкий, итальянский и греческий языки. Он командовал Кубанской ордой и поддерживал вождей ногайцев, союзников России. После отделения Крыма от Османской империи в 1774 г. при хане Сахибе II Гирае, он сделался вторым лицом в государстве и с дипломатической миссией посетил Петербург, став проводником российского влияния в Крыму. После свержения хана Шахин Гирай был возведён Россией в должность главы кубанских ногайцев, а в 1777 г. при помощи России он захватил Крым и стал ханом.

Реформаторская деятельность Шахина Гирая вызвала сопротивление верхушки ногайской знати и привела к волнениям в Кубанской орде. Ногайцы взбунтовались, отказались повиноваться ему и решили избрать нового хана. В июле 1781 г. крымские мурзы отправили свою делегацию в Петербург с многочисленными жалобами на жестокость, притеснения и несправедливость со стороны Шахина Гирая. Однако царское правительство под руководством князя Потёмкина продолжало поддерживать своего ставленника. В 1782 г. ногайцы пригласили в качестве хана родного брата Шахина Гирая, жившего на Кубани. Шахин Гирай бежал из Бахчисарая в Кафу (Феодосию), а затем в Керчь, под защиту русского гарнизона. С Кубани антироссийское восстание перекинулось в Крым. Повстанцы разграбили ханский дворец в Бахчисарае и убили около 1000 русских. Шахин Гирай попросил помощи у Российской империи, а новый хан – у Османской.


«Живописный Карамзин, или русская история в картинках, изданная Андреем Прево», Санкт-Петербург, 1844 год. Стр. 154

Екатерина II поручила князю Григорию Потёмкину подавить восстание в Крымском ханстве и добиться его присоединения к России. В сентябре 1782 г. Потёмкин, встретившийся с изгнанным ханом Шахином Гираем, отправил два пехотных полка для подавления восстания в Крымском ханстве. В Крым вступил один русский корпус, а на Кубань отправился Александр Суворов со вторым корпусом. При помощи России Шахин Гирай вернулся в Бахчисарай.

14 апреля 1783 г. последний крымский хан Шахин Гирай отрёкся от престола. Присоединение Крыма к России в вечное владение торжественно состоялось. 8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II издала манифест, в котором объявила о включении Крымского ханства в состав Российской империи.

Бывшему хану Шахину Гираю было предписано выехать в центральные губернии России. Он же всячески затягивал свой отъезд. Екатерина II предложила ему ежегодную пенсию, заметив, что в Турции отставным властителям по 200 тысяч не платят. Также она послала ему Андреевские знаки отличия, переделанные для мусульманина. Однако, он снова тянул время. Тогда князь Потёмкин предупредил его, что вышлет с полуострова под стражей. В итоге на борту фрегата «Святой Николай» Шахин Гирай переехал в Россию, в Таганрог. Позднее бывший последний крымский хан жил в Тамани, потом в Воронеже и Калуге. В 1787 г. Шахин Гирай эмигрировал в Османскую империю, где был казнён по приказу султана.

Таким образом, на Таманскую землю монета Шахин Гирая попала не случайно. Он жил в Тамани, его воины ходили на Кубань по древней Фанагорийской дороге вместе с Фанагорийским полком Суворова. По всей видимости, кто-то из них и обронил бешлык с именем хана, через 237 лет доставшийся археологам.

В.Д. Кузнецов, М.Г. Абрамзон