В ходе спасательных раскопок 2023 г. на Верейском городище, у бывшего здания Присутственных мест была найдена латунная печать с овальным щитком и уплощенной фигурной рукоятью, имеющей округлое ушко. Общая ее высота составляет 30,2 мм, диаметр щитка – 21 мм.
Оттиск (перевернутое изображение)
Прикладная печать
На рабочей поверхности овального щитка имеется углубленное изображение. В правой части композиции (на оттиске – слева) фигура стоящего вполоборота человека в военной форме, с направленным вниз клинковым оружием в правой руке; острие касается земли. Локтем согнутой левой руки он опирается на каменную глыбу (постамент) кубической формы, на котором зеркально вырезаны латинские литеры. Снизу зигзагообразной линией намечена трава, на заднем плане – слева и сверху – изображено раскидистое лиственное дерево с тремя опиленными ветвями, на верхней густо разрослись молодые побеги. Композиция заключена в линейный ободок. В целом сцена создает впечатление меланхолической задумчивости.
Верейский кремль, река Протва
Верейский кремль
Фигура военного показана со множеством реалистичных мелких деталей. На голове человека высокий усечено-конической формы головной убор с козырьком – французский кивер образца 1810 г. (так как отсутствует боковая кожаная вставка «V»-образной формы). Спереди сверху прикреплен «репеек» (помпон), плюмажи носили только старшие офицеры (майоры и выше). На передней части кивера схематично изображена пластина (плакетка), сбоку двумя косыми чертами обозначен этишкет – украшение, состоящее из двух плетеных косиц, охватывающих кивер спереди и сзади.
Военный одет в камзол фрачного типа с лацканами на груди и длинными фалдами до колена. Камзол имеет треугольный вырез, доходящий до низа грудной клетки, под ним читается жилет: типичный крой униформы Великой армии до конца 1812 г., в русской армии мундир застегивался до пояса. На правом плече прорезан эполет с бахромой, обозначенный выпуклой точкой и небольшим полукруглым полем снизу, также офицерский атрибут. Обут военный в высокие офицерские сапоги, голенища которых доходили до самого колена.
Оружие в правой опущенной вниз руке военного напоминает по форме французский пехотный тесак. Основные черты тесака – это почти прямое лезвие и характерно изогнутая полукругом, одинарная дужка эфеса. На поясе у военного висит штык в ножнах.
Изображение дерева на щитке можно трактовать не только как элемент пейзажа, но и как генеалогическое древо: две ветви рода прервались, и только третья дала многочисленное потомство.
Ключевую роль для определения владельца печати играют буквы на поверхности камня, разделенной горизонтальной чертой на две неравные части. В верхнем поле прорезана письменная заглавная буква «D». Пока не удается объяснить ее значение. Фон вокруг нее покрыт крапинками; возможно, так передана грубая фактура камня, но в геральдике это символизирует золотой цвет. На узком нижнем поле с гладким фоном, что означает серебряный цвет (занимающем примерно треть от общей площади), прорезаны три буквы «L. v G.» – по-видимому, сокращение имени и фамилии с приставкой «von».
Раскоп на Верейском городище, рабочий момент
Благодаря помощи научного сотрудника «Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника» к.и.н. С.Н. Хомченко, которому мы очень признательны, удалось с большой долей вероятности установить имя и фамилию хозяина этой печати. Им являлся офицер 6-го вестфальского полка лейтенант Louis van Gadenstedt (Луи фон Гаденштедт), который попал в плен 29–30 сентября 1812 г. при взятии Вереи отрядом генерала И.С. Дорохова. В дальнейшем лейтенант был этапирован в место общего сбора военнопленных – в Калугу, далее в Орел, а затем переведен в Кострому. В начале 1814 г., как и большинство его соотечественников, которые к тому времени стали союзниками России, он вернулся на родину.
Раскоп на Верейском городище, рабочий момент
В ходе многолетних археологических работ на полях сражений войны 1812 г., таких, к примеру, как Бородино и Тарутино, не было найдено ни одной прикладной печати частных лиц, участников этих событий. Поэтому артефакт, принадлежавший, видимо, вестфальцу Луи фон Гаденштедту и обнаруженный на месте боя, произошедшего в сентябре 1812 г., является действительно уникальным.
Д.Б. Соловьев, А.В. Энговатова, В.В. Бубликов
Новость в СМИ:
Научная Россия
ТАСС Наука
Российская газета
Московский комсомолец
Сноб
Победа
Московские новости