Период XII – начала XIII в. характеризуется наивысшим подъемом и развитием международной торговли и историко-культурных контактов Северо-Восточной Руси. Отражением данных процессов являются предметы как различных массовых категорий предметов импортного происхождения, так и единичные произведения художественного прикладного ремесла. Последние крайне редко встречаются при археологических исследованиях, что делает их порой уникальными находками, привлекающими внимание исследователей. В настоящем полевом сезоне одна из подобных находок была осуществлена при проведении охранных спасательных археологических исследований в г. Суздале.


Костяная накладка с изображением воина

В раскопе, расположенном в пределах оборонительных укреплений Окольного города, была найдена костяная пластина с рельефным изображением. Пластина квадратной формы размерами 45 х 46 мм, толщина до 4 мм, по периметру оконтурена гладкой рамкой, внутри которой в центре вырезано изображение обнаженного воина в плаще. Воин показан в момент атаки. В левой руке он держит щит, в правой занесенной для удара – меч. Пластина имеет шесть несимметрично расположенных отверстий для крепления диаметром чуть более 3 мм. Изображение характеризует очень искусная резьба, тонкость и проработанность деталей (складок плаща, рельеф мышц воина, распущенные волосы), все это говорит о мастерстве резчика.


Яма 21 на уровне материковой поверхности, где была найдена костяная накладка

Пластина является элементом украшения шкатулки (ларца), изготовлявшиеся на территории Византии в эпоху средневековья. Подобные шкатулки выполнялись из дерева и украшались костяными резными пластинами на которых изображались различные сюжеты. Сами пластины крепились к деревянной основе с помощью костяных гвоздиков или штифтов и располагались на боковых панелях или крышке. Подобные изделия были широко распространены в X–XII вв.


Раскоп на уровне завершения

Столь высоко художественные изделия могли изготавливаться в константинопольских мастерских. Первоначально подобные накладки выполнялись из слоновой кости, но как считают исследователи в XII столетии наиболее широко стала употребляться простая кость домашних или диких животных, что явилось отражением ориентированности производства подобных изделий на более широкую аудиторию или же связано с работой провинциальных косторезных мастерских. Одним из центров изготовления ларцов считается Херсонес. Константинопольские образцы художественного косторезного ремесла могли использоваться для подражания в провинциальных мастерских на периферии империи.  

Прямыми аналогиями сюжета на накладке из Суздаля среди произведений византийского искусства являются боковые пластины шкатулок из собраний Государственного Эрмитажа и Новгородского музея заповедника. Но, в отличии от суздальской находки, они выполнены из слоновой кости.


Индивидуальные находки:
1 – свинцовая пломба дрогичинского типа; 2 – хрустальная бусина; 3 – костяная шахматная фигурка;
4 – каменный крестик; 5 – обломок стеклянного браслета; 6 – наконечник стрелы железный; 7 – ключ железный; 8 – удила железные

Костяные пластины от шкатулок, украшенные художественной рельефной резьбой, являются крайне редкой и ценной находкой на территории Древней Руси. Отдельные орнаментированные пластины и их фрагменты происходят из раскопок Гнездово, Смоленска, Новогрудка. В Суздале это первая находка за все годы исследований. Пластина найдена на небольшом раскопе площадью чуть более 70 кв. м, в границах которого частично исследовано две усадьбы XII–XIV вв. Участок работ выделяют и другие находки – каменные кресты, энколпион, стеклянный сосуд с росписью эмалями, пломбы дрогиченского типа. Сама пластина происходит из заполнения ямы, датируемой серединой XII – началом XIII в.  

Несмотря на то, что определение места изготовления пластины – выполнена она в столичной константинопольской или в провинциальной мастерской по образцу, вопрос будущих исследований, но уже сам факт находки отражает неординарный характер усадьбы и ее жителей, личная вещь которых – ларец – был богато украшен костяными накладками с прекрасно выполненными рельефными изображениями, которые сами по себе являются произведением художественного прикладного искусства. В то же время эта находка – отражение расцвета Суздаля в XII – начале XIII в. и связей его жителей с «византийским миром». Обнаженная фигура воина в плаще перекликается с античными сюжетами. Находка показывает, что жители средневекового Суздаля воспринимали не только традиционное христианское мировоззрение и элементы материальной культуры, но и через подобные изделия были знакомы с античными образами и мифологией, являющимися одними из составляющих искусства Византии.

Подобные уникальные находки, пополняющие корпус предметов художественного ремесла, происходящие из спасательных охранных археологических исследований, проводимых даже на небольшой площади, демонстрируют эффективность сложившейся практики сохранения археологического наследия в стране. 

С.И. Милованов, И.А. Афонькин, Ф.Ф. Кукушкин, С.В. Сазонов


Новость в СМИ:

РАН
ТАСС
N+1
Родина
Владимирские новости
ГТРК  Владимир