Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН (рук. Вл.В. Седов) летом этого года вел исследования у стен Георгиевского собора Юрьева монастыря при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-09-00357 А). Величественный храм был построен в 1119–1130 гг. по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича.
Георгиевский собор Юрьева монастыря
Первые раскопки в соборе провел в 1930-е гг. ленинградский археолог М.К. Каргер. Новая стадия исследований началась в 2013 г., когда внутри восточной части собора были заложены разведочные шурфы. После этого в 2014–2017 гг. архитектурно-археологический отряд раскопал внутренние пространство собора практически полностью. Был найден и исследован древний пол собора, обнаружены древние престолы, декоративные фрески на стенах, а также тысячи фрагментов первоначальной росписи, сбитой со стен в начале XIX в. и ссыпанной в качестве подсыпки под новый, повышенный пол. Среди этих фрагментов было найдено несколько десятков довольно крупных кусков с ликами или частями ликов, что дает новое представление о стиле росписи одного из важнейших храмов Новгорода.
С 2015 г. ведутся раскопки вокруг собора, здесь были обнаружены представительные домонгольские погребения в саркофагах. Отмечены саркофаги из плинфы, саркофаги, составленные из шести плит известняка, а также грунтовые погребения, накрытые одной массивной каменной плитой без надписи.
Раскоп 2018 г. у южного фасада Георгиевского собора
В прошедшем сезоне раскопки у стен Георгиевского собора развернулись впервые у южной стены храма. Здесь на ширину двух прясел фасада был заложен раскоп, в который, как и ожидалось, попали южная стена пристроенного в начале XIX века и разобранного в 1930-е годы придела. Поперечный фундамент этого придела разделил раскоп на две части, западную и восточную. В западной части были открыты в основном поздние погребения, XVII и XVIII вв., одно из них имело кирпичную обкладку, а другое – кирпичный сводчатый склеп.
Раскоп 2018 г. после окончания работ
В восточной части сохранились два саркофага, составленные из плит, но без пазов, которые были характерны для домонгольского времени. Это саркофаги второй половины XIII–XIV в., имитирующие домонгольские образцы. В одном саркофаге было мужское погребение, а в другом – два женских костяка, положенных один на другой, и погребение ребенка, возможно – девочки. Присутствие на монастырском некрополе женских погребений объясняется высоким статусом погребенных женщин: возможно это были представительницы боярских родов (о том, что бояре погребались в Георгиевском соборе летописи сообщают). В восточном профиле восточной части раскопа открыты торцы двух массивных и великолепно обработанных саркофагов из плит, относящихся к XII – началу XIII в., они будут исследованы в следующем году.
Среди вещевых находок выделяется единственный найденный в этом сезоне фрагмент фресковой штукатурки с ликом: этом маленький лик с характерным изогнутым, «греческим» носом и высоким лбом, возможно – изображение младенца Христа. Кроме того, была обнаружена половина арабского дирхема 904/905 годов чеканки (определение А.А. Гомзина); эта монета свидетельствует о существовании на месте монастыря какого-то раннего поселения.
Фрагмент лика на фресковой штукатурке
Упомянем также две свинцовые вислые печати (определены П.Г. Гайдуковым): одну печать, вероятно греческую, с изображением Дмитрия Солунского и греческой надписью на обороте: «Господи помоги Димитрию» (вторая половина XI в.?) и печать владычного наместника второй половины XIV в. с изображением Знамения Богоматери.
В этом году отряд начал раскопки церкви Бориса и Глеба в новгородском Детинце (кремле). Этот храм, построенный в 1167 г. по заказу некоего Сотко (в котором видят прообраз былинного Садко), перестраивался в начале XIV и середине XV в.. Его разобрали в конце XVII столетия, и сейчас о нем напоминает только небольшая церковь Андрея Стратилата, бывшая в XV в. приделом к большому собору Бориса и Глеба.
Разбитые квадраты возле церкви Андрея Стратилата в новгородском Детинце
Борисоглебский собор уже копали: в 1940–1941 гг. директор новгородского музея А.А. Строков заложил на месте храма большой раскоп, в котором открылись остатки каменной церкви и погребения в каменных саркофагах. Однако начавшаяся война заставила засыпать раскоп, а документация не сохранилась, за исключением нескольких дневников со схематическими рисунками. В 2008 г. Новгородский архитектурно-археологический отряд провел разведочные раскопки рядом с церковью Андрея Стратилата и нашел часть западной стены храма XII в. и поставленные выше фрагменты двух стенок XV в. Спустя десять лет археологи продолжили изучение памятника, «пристроив» новый небольшой раскоп к уже исследованному в 2008 г. участку, что позволило получить более широкую картину. Было зачищено окончание стенки XV в., а под ней – внутренняя фундаментная лента XII в. Открыта была и часть западной стены храма XII в. и фундамент домонгольской стены, отходящей еще западней (возможно – основание стены ранее неизвестного притвора). Несколько фрагментов фресковой штукатурки с цветом дают представление о том, что церковь XII в. была расписана.
Ленточные фундаменты церкви Бориса и Глеба
При изучении такого крупного и сложного памятника, каким является церковь Бориса и Глеба в Детинце, следует правильно определить методику, а в начале работ – просто «научиться» копать храм так, чтобы получить максимальную информацию и подготовить его будущее. В будущем, после раскопок, мы хотели бы видеть церковь Бориса и Глеба законсервированной: засыпанной землей и с планом, выложенным по поверхности из известковых плит. Но до этого нужно понять глубину перемешанного слоя, которым засыпан остатки собора (они имеют толщину до двух метров), состояние слоя ниже уровня XII в., на котором остановились археологи в 1941 г. (это впереди), а также границы старого раскопа, которые пока точно не найдены. На то, чтобы решить все эти и многие другие методические вопросы уйдет еще один-два сезона разведочных работ, а затем нужно будет развернуть большой раскоп, в котором за один-два сезона открыть храм 1167 г. полностью. Эти будущие сезоны уже во многом подготовлены раскопкам 2018 г.
Вл.В. Седов