Из новейших открытий археологов ИА РАН
В апреле-июле 2018 г. отрядом Крымской новостроечной археологической экспедиции ИА РАН под руководством И.В. Рукавишниковой проведены охранные научные археологические исследования на поселении «У стены 2» в черте г. Севастополь, у пос. Фронтовое (Республика Крым). Поселение было выявлено в результате археологических разведок в ноябре 2016 г.
Поселение Кермен-Бурун («У стены-2»). Вид укрепления с северо-востока
В процессе исследований было установлено, что расположенное в седловине между двух скалистых останцев поселение представляет собой часть более обширного комплекса небольших селений, основным ядром которых была небольшая каменная крепость, остатки стен которой попадают в зону трассы «Таврида» и поэтому были расчищены в полном объеме.
Поселение «У стены 2», название которого по историческим сведениям реконструируется как «Кермен-Бурун», находится в 0,8 км к западу от пос. Фронтовое (бывш. Биюк-Отаркой). Памятник расположен на северо-восточном склоне Мекензиевых гор, на вершине, склонах и у подножья возвышенности, отмеченной на верстовой карте 1890 г. высотой 86,4, а на современных картах масштаба 1:10000 – 188,3 и 172,7 м. Высота возвышенности над окрестными балками 43–44 м.
Поселение Кермен-бурун. («У стены 2»). Раскопы после окончания исследований. Вид сверху, с востока
Название памятника заимствовано из упоминания археолога Н.И. Репникова о крепости на горе Кермен-Бурун: «По дороге из поселения в Черкес-Кермен – гора Кермен-бурун. На вершине ее следы укрепления, у подножья ямы, остатки кладок – древнее поселение». Источником информации Н.И. Репников называет картотеку историка Крыма А.И. Маркевича «Материалы к археологической карте Крыма», хранящейся в Институте материальной культуры РАН.
Поселение Кермен-Бурун («У стены-2»). Вид укрепления с востока
Позднескифские крепости, к которым относится это поселение, как правило, располагались на возвышенностях, высоких мысах, берегах рек или балок, их конфигурация всецело была подчинена рельефу местности. Одна или две линии оборонительных стен строились с напольной стороны, защищая легкие подходы к городищам. Селища обычно располагались на открытых незащищенных местах, примыкавших к укреплениям. Впрочем, известны и самостоятельные селища, не связанные с городищами или убежищами.
Поселение Кермен-Бурун («У стены-2») в процессе раскопок. Вид с юга
Характер устройства оборонительной системы крепости Кермен-Бурун – ее размещение, техника строительства и материал кладки, является типичным для позднескифских укреплений первых веков нашей эры и полностью был подчинен рельефу местности, что позволяет отнести поселение Кермен-Бурун к городищам контурного (островного) типа. На исследованной экспедицией площади верхнего плато скалистой возвышенности было выявлено три оборонительных стены. Реконструируемая длина стен северного фланга в древности составляла не менее 31 м, восточного (вместе с воротным проемом) – 44 м, южного – 13 (сохранившаяся) и 27 м по скальному выходу. Периметр оборонительных стен в древности в пределах исследованной площади составил 115 м. Открытая раскопками площадь поселения составляет около 14 000 кв. м.
Поселение Кермен-Бурун («У стены-2»). Херсонесская монета 160-180 гг. н.э.
Подобным городищам свойственны тонкий культурный слой без жилых построек в укрепленной части и прилегающие к ней селища, на которых сосредотачивалась жизнь.
Археологический материал, выявленный в линзах культурного слоя и археологических комплексах, позволяет предварительно датировать неукрепленную часть поселения и укрепление на верхнем плато серединой II – первой половиной III в. н.э. Датирующим материалом здесь является широкий спектр фрагментов красноглиняных и «пестроглиняных» амфор, выделенных И.Б. Зеест в тип 72, тип 73, тип 77, а так же широкогорлых амфор типа 85. Транспортная тара южнопонтийских центров представлена в основном светлоглиняными узкогорлыми амфорами типа «С» и «D» по Д.Б. Шелову.
Поселение Кермен-Бурун («У стены-2»). Погребение 3 в амфоре. Третий уровень фиксации
Достаточно широко представлены амфоры с воронковидным горлом относящиеся к нескольким центрам производства и транспортная тара Колхиды. Еще одним хроноиндикатором является краснолаковая керамика понтийского производства. Нумизматический материал в основной своей массе принадлежит херсонесской чеканке конца I – II в. н.э.
Авторы раскопок: И.В. Рукавишникова, Д.В. Бейлин, А.А. Волошинов
Фотоматериал: В.В. Брызгалов, А.М. Детюкова
Текст: А.А. Волошинов, Д.В. Бейлин, И.В. Рукавишникова