Из новейших открытий археологов ИА РАН
Археологическое обследование средневековых поселений в Суздальском Ополье почти каждый год дает неожиданные находки, раскрывающие неизвестные аспекты истории Северо-Восточной Руси. Летом 2018 г. на одном из суздальских селищ найдена свинцовая подвесная печать, на лицевой стороне которой четырехстрочная греческая надпись, а на обороте – погрудные изображения двух святых.
Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье
Значимость актовых печатей, скреплявших документы в официальном средневековом делопроизводстве, для изучения властных институтов и прояснения политической истории домонгольской Руси общеизвестна. Находки актовых печатей на землях Северо-Восточной Руси привлекают повышенный интерес исследователей, поскольку здесь эти предметы встречаются значительно реже, чем в Новгороде, Пскове или на землях Южной Руси. Однако печать, обнаруженную под Суздалем, с полным основанием можно считать исключительной находкой.
Суздаль. Центральная часть средневекового города
Печать представляет собой круглую пластину диаметром около 22 мм и толщиной около 2 мм. Святые изображены анфас, их лица округлые, молодые, безбородые, у левого кудрявые волосы. Правая рука левого святого показана в благославляющем жесте, положение левой неясно. У правого святого в правой руке находится какой-то вытянутый предмет, возможно, кодекс или сосуд, левая рука поднята. Святые облачены в хитоны, просматриваются складки одежды на груди и на плечах. По сторонам изображений колончатые надписи, у левого святого КОСМ, у правого ДАМИАН. Головы святых в точечных нимбах, в центре печати над нимбами буквы ОA, вокруг изображения точечный ободок.
Парные изображения мучеников Козьмы и Дамиана, почитавшихся как целители бессеребренники, хорошо известны в византийской и русской иконографии. Они изображались с крестами в правых руках и с «сосудцами» для лекарств в левых, или с «перьями», использовавшимися в средневековье для нанесения лекарственных мазей. Сохранность суздальской печати не позволяет прояснить все детали изображений, однако очевидно, что мученики изображены без крестов и без «перьев» в правых руках. Сходный иконографический вариант изображения святых бессеребренников, представляющий Козьму с правой рукой в благославляющем жесте, представлен на хранящейся в музеях Московского Кремля «Филофеевской ставротеки», ящичке для хранения частиц святого креста, «Честного древа». Ставротека была изготовлена в Византии в XII в., попала на Русь в XIV в. и стала одной из родовых святынь московского княжеского дома.
Греческая надпись на лицевой стороне печати: KEBO | HYHTVS | DWLVDA | MIANO (Κ[ύρί]ε βοήϑ[ε]ί τῶ σ[ω] δ[ο]υλω Δαμίανο) переводится как: «Господи, помоги рабу своему Дамиану» и дает ясное указание на имя лица, скреплявшего документы печатью: его звали Дамианом.
В каталоге древнерусских актовых печатей ранее была издана лишь одна печать с изображением Козьмы и Дамиана, оттиснутая той же матрицей. Она происходит с Новгородского (Рюрикова) городища (определения даны по изданиям: Янин В.Л. Актовые печати древней Руси X–XV вв. Т. I–II. М., 1970; Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати древней Руси X–XV вв. Т. III. М., 1998). Еще одна печать этого типа находится в собрании Государственного Эрмитажа (приобретена как находка из Белоозера), она была введена в научный оборот В.И. Булгаковой как византийская булла. Пять булл с изображением Козьмы и Дамиана находятся в частных коллекциях и документированы как грабительские находки из Суздальского Ополья, округи Плещеева озера и в Рязанском Поочье. Находка 2018 г. из Суздальской округи – единственная печать этого типа, полученная в результате легитимных археологических исследований и единственная находка, контекст которой надежно документирован. Хотя достоверность определения четырех других булл Дамиана как находок из Северо-Восточной Руси не может быть строго доказана, представляется, что деятельность владельца печати была связана преимущественно с ростово-суздальскими землями.
Косвенным свидетельством этого можно считать находки на Северо-Востоке Руси круглых металлических образков с погрудным изображением парных святых, точно копировавших изображения святых на печати. На этих образках нет надписей, обозначающих имена святых, долгое время они идентифицировались как Петр и Павел, однако на вновь найденных экземплярах, выделяющихся лучшим качеством отливки, отчетливо видно, что святые безбородые и не могут быть идентифицированы как первоапостолы. Сопоставление суздальской печати с Козьмой и Дамианом с образками не оставляет сомнения в том, что иконки воспроизводят изображения на моливдовулах. Находки круглых иконок с изображением Козьмы и Дамиана происходят из различных областей Руси, от Среднего Поднепровья до Новгорода, однако более половины экземпляров (13 из 24) происходит с территории Северо-Восточной Руси. Несколько таких образков найдены в последние годы на селищах Суздальского Ополья.
Тип печати с греческой благопожелательной надписью на лицевой стороне и изображением святого патрона владельца на обороте хорошо известен в русской сфрагистике. Таким образом оформлялись буллы князей, начиная с печати Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Печати с краткой легендой в четыре или в три строки, подобные суздальской, были атрибутированы В.Л. Яниным как буллы князей, находившихся на столах во второй половине XI – начале XII в. В каталоге В.Л. Янина и П.Г. Гайдукова приведены данные о 10 типах подобных печатей, наиболее ранние из них – печать Игоря Ярославича (1054–1060), наиболее поздние – печати Святополка Изяславича Киевскго (1093–1113). Греческие благопожелательные надписи помещались также на печати церковных иерархов XI – начала XIII в., при этом на оборотной стороне моливдовулов епископов и митрополитов, помещалось, как правило, изображения Богоматери как символа Церкви, но известны также печати с изображением святых патронов иерархов. Суздальскому моливдовулу типологически наиболее близки печати с краткой благопожелательной надписью и изображениями св. Иоанна Крестителя, атрибутированные как печати митрополита Феопемпта (1037–ок. 1043) и св. Георгия, которые были определены как буллы митрополита Георгия. Согласно предположению В.Л. Янина и П.Г. Гайдукова, некоторые печати византийского облика с краткими благопожелательными греческими надписями и изображениями святых на обороте могли принадлежать не самим князьям, а княжеским советникам (печатникам).
Раскопки средневекового селища под Суздалем
Селище, при обследовании которого обнаружена печать Дамиана, – памятник конца XI (?) – первой половины XIII в. Керамика и вещевые находки, собранные на распаханной поверхности поселения и в шурфе, заложенном на месте находки печати (всего около 150 предметов), содержат многочисленные хроноиндикаторы середины XII – первой половины XIII в. и отдельные украшения, и бытовые вещи, получившие широкое распространение в более ранний период. К числу последних относятся, в частности, бронзовый крестопрорезной бубенчик и крест скандинавского типа. Однако отсутствие в керамическом комплексе фрагментов лепной посуды, остававшейся в употреблении вместе с круговой в Суздальском Ополье до конца XI в., указывает на то, что поселение возникло не ранее конца XI в., скорее всего, около рубежа XI–XII вв.
Как уже было сказано, актовые печати – редкие находки на селищах Суздальского Ополья, за 18 лет обследований сельских поселений найдено лишь 3 буллы XII–XIII вв. Редки они и в Суздале: в городе найдены лишь 4 моливдовула. Обладатель печати – Дамиан – безусловно, занимал высокое положение в обществе, время его деятельности, учитывая особенности оформления буллы и датировку памятника – вторая половина XI – начало XII в. Князья с крестильным именем Дамиан неизвестны в летописях, рассказывающих о событиях XI–XII вв. Очевидно, обладатель печати – высокопоставленный представитель княжеской власти, в управлении которого могли находиться суздальские земли, советник князя, или церковный иерарх. В истории Ростовской епархии и в списке епископов, занимавших ростовскую кафедру, есть значительные пробелы, приходящиеся на конец XI – начало XII в., период между последним упоминанием в летописи епископа Исайи (1089 г.) и первым упоминанием епископа Нестора (1147 г.). Оформление буллы дает равную возможность для атрибуции ее как печати светского и духовного лица.
Значение суздальской находки в том, что она открывает новое имя в ранней истории Северо-Восточной Руси, которая крайне бедна какими-либо сведениями о реальных действующих лицах, находившихся на исторической сцене. Немногие известные нам имена, упомянутые в летописных статьях XI – первой половины XII в., посвященных событиям в Ростово-Суздальской земле, преимущественно, имена князей, принадлежащие общедревнерусской истории. Появление нового исторического персонажа в этой ситуации – большая удача. При всей неясности места Дамиана в иерархических институтах и обстоятельств его присутствия на северо-востоке, очевидно, что он не был статистом в историческом действии. Печать, оформленная в классической византийской традиции и использовавшаяся для удостоверения документов на окраинах Руси, известных консерватизмом своего бытового уклада и социального устройства, – существенный штрих к характеристике культурного взаимодействия и самой личности Дамиана.
Печать с изображением святых мучеников Космы и Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье
Находка печати на сельском поселении, за пределами города, хорошо согласуется с наблюдениями последних лет, выявившими на суздальских селищах представительные серии предметов, связанных с повседневной жизнью элиты, письменностью, сферой управления и военным делом. На селище, из культурного слоя которого происходит печать, найден целый ряд находок этого круга, в том числе металлическая накладка на сумку с плетеным орнаментом, бронзовый позолоченный колт (полая подвеска, крепившаяся к головному убору) с изображением фантастического животного и амулет-змеевик, на лицевой стороне которого помещено изображение Богоматери с младенцем на троне, а на обороте – изображение Горгоны, магическая змеевидна композиция. Очевидно, подобные находки маркируют присутствие на сельских поселениях дворов княжеских слуг, бояр и других представителей социальной элиты.
Полевые работы на селищах Суздальского Ополья проводятся в 2018 г. при поддержке фонда «История Отечества», грант которого дал возможность привлечь к исследованию средневековых памятников студентов Государственного академического гуманитарного университета.
Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков
Новость в СМИ: