Из новейших открытий археологов ИА РАН
Во время исследования античного некрополя Волна 1, расположенного в Темрюкском районе Краснодарского края, археологи Сочинской экспедиции ИА РАН обнаружили уникальную находку – остатки древнегреческой арфы-тригона.
Погребение с арфой-тригоном
Изделие было обнаружено в грунтовом семейном склепе IV в. до н.э. Основа арфы была выполнена из дерева и кожи и не сохранилась, однако сохранились костяные накладки, бронзовые колки для натягивания струн и бронзовые скобы для крепления накладок к дереву.
Арфа-тригон: костяная основа с бронзовыми колками
Находка арфы в погребении является уникальным не только для территории Боспора и Северного Причерноморья, но и для всего греческого мира. До настоящего времени нам была известна одна частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V в. до н.э. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до н.э. Оказывается, что музыкальный инструмент с Тамани - один из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире.
Реконструкция арфы из «Могилы поэта» из Пирея (Terzes, 2013)
Изделие из некрополя Волна 1 представляет собой вариант арфы древнегреческой, известной по античным источникам под названием «тригон» (trigonon, от гречесого "τρίγωνον"). Этот вид арф имел треугольную или лукообразную форму. Он восходит своими корнями к простому луку, к которому вместо тетивы крепились струны. На такой арфе могло быть натянуто до 20 и более струн (число их могло доходить до 30, как в нашем случае). Инструмент производил звуки в диапазоне до нескольких октав. Считается, что тригон появился в Греции из Египта. И действительно, нам известны изображения арфистов на древнеегипетских росписях и рельефах. Более того, в Египте это был один из самых популярных инструментов, наряду с флейтой и лютней. Древнейшее изображение древнеегипетской арфы датируется 2550 г. до н.э. Сохранились даже целые изделия, хранящиеся ныне в Британском и Метрополитен музеях.
Самое раннее из известных нам изображений арфиста в древнегреческом мире, играющего на тригоне, происходит с о. Керос и датируется приблизительно 2000 г. до н.э. Затем на полторы тысячи лет отголоски этого инструмента исчезают из археологических источников. Вновь в искусстве древних греков арфа появляется на росписях краснофигурных лекифов, которые датируются серединой V в. до н. э., а в произведениях античных писателей упоминания о ней встречаются вплоть до III в. до н.э.
Арфа-тригон на вазовых росписях в основном встречается в сценах, связанных с семьей: в качестве супружеских даров на свадьбу, в свадебных церемониях. Довольно часты изображения девушки или женщины, играющей на арфе. В Древней Греции арфа считалась практически исключительно женским музыкальным инструментом. Частое изображение девушек с арфами на лекифах, найденных в захоронениях, а также в сценах, связанных с Дионисом, говорит о том, что это изделие был связано с Дионисийскими таинствами, с погребальными и свадебными ритуалами. Как показала тщательная расчистка, арфа явно была сломана во время совершения погребального обряда. Один ее кусок с колками положен аккуратно рядом с другим. Преднамеренная поломка вещей в древней ритуальной практике, особенно похоронной, хорошо известна.
Погребение воина с кифарой
Уже когда писалась новость об этой замечательной находке, археологам вновь улыбнулась удача. В одном из расположенных неподалеку погребений была обнаружена еще одна две детали от струнного инструмента. В погребении воина первой половины V в. до н.э. (480-е гг.) была найдена костяная деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который подымал струны на декой. У последнего изделия на концах сохранились остатки дерева. Это свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, струн было 7. Подобные детали встречаются у двух видов древнегреческих музыкальных инструментов : у лир (и их разновидностей) и кифар. Так как лира, как правило, имела резонатор из панциря черепахи, следов которого в погребении обнаружено не было, то мы склоняемся к мнению, что перед нами остатки древнегреческой кифары. А в 20 см от остатков кифары была обнаружена костяная резная пластина, которая может быть как украшением этого музыкального инструмента, так и (что вероятнее) плектром для игры на струнных инструментах – деталь так же характерная для кифар. Это первая известная нам находка фрагментов кифары.
Детали кифары; костяной струнодержатель и железный порожек
Находка остатков кифары в мужском и даже воинском погребении сразу вызывает в памяти сюжеты из «Стратегем» («стратигема» - военная хитрость) древнегреческого писателя Полиэна. В одной из них Македонский царь Антигон II Гонат (319-239 гг. до н.э) устроил выступление в г. Коринф знаменитого кифареда Амебея. Городская стража была настолько увлечена этим зрелищем, что Антигон смог беспрепятственно захватить город. В другой стратегеме Полиэн рассказывает, как сиракузский тиран Агафокл (361-289 гг. до н.э.) пригласил на ужин пятьсот граждан, играл им на кифаре. Граждане были настолько возбуждены от его игры, что он смог выйти из зала и его гоплиты перебили всех собравшихся.
Реконструкция древнегреческой кифары (Roberts, 1980, pl. 32); костяной плектр
Есть среди стратегем Полиэна и одна, относящаяся непосредственно к Боспору. Так, во время Боспоро-Гераклейской войны, военноначальник Мемнон (380-333 гг. до н.э.), собираясь напасть на Боспор, решил выяснить количество воинов у царя Левкона. Для этого он устроил выступление известного кифареда Аристоника из Олинфа. По его задумке, местные жители должны были «поспешно собраться» в театре на представление, и его шпионы смогли бы пересчитать количество воинов. Кстати, сам упомянутый Аристоник был учителем музыки и товарищем Филиппа II – отца Александра Македонского. Участвовал в восточном походе Александра и погиб в стычке с массагетами под Зариаспами. Данный рассказ повествует нам, что кифара была чрезвычайно популярна на Боспоре. Игрой на кифаре увлекались цари и тираны, полководцы и воины. Не чужды были данному увлечению и Олимпийские Боги. Недаром Аполлон, один из покровителей греческих колонистов, часто изображался с кифарой.
Новые находки на Тамани дополняет музыкальный ряд древнегреческой культуры не только октавами и струнами, но и тем, что после реставрации в музейной экспозиции можно будет увидеть то, что когда-то реально звучало, веселило, печалило...
Р.А. Мимоход, Н.И. Сударев
Новость в СМИ: