Из новейших открытий археологов ИА РАН

Н.А. Кренке, М.М. Певзнер, И.С. Аникин, А.Н. Кренке, С.Н. Чаукин

Отряд Института археологии РАН совместно с отрядом Геологического института РАН и Института Географии РАН продолжили изучение памятников археологии, расположенных в районе Ключевской группы вулканов. В работе принимали также участие лидеры местной общины камчадалов.

Полученные за последние годы результаты детального радиоуглеродного датирования пеплов, слагающих голоценовый почвенно-пирокластический чехол на Камчатке, открывают большие возможности для определения возраста памятников археологии в этом районе на основе стратиграфических данных. В задачу экспедиции входило снятие точных инструментальных планов археологических памятников и их разведочная шурфовка с целью определения возраста. На территории поселка Ключи на правом берегу р. Камчатки обследовано две стоянки – Ключи 1 и 2. Установлено, что они были обитаемы синхронно в период между отложениями пеплов Ключевской сопки (округленный возраст 5900 радиоуглеродных лет от наших дней) и вулкана Шивелуч – Ш5 (округленный возраст 2000 лет). Для более точного датирования отобраны образцы угля из самого культурного слоя. На обеих стоянках жизнь не возобновлялась длительное время после отложения пепла Ш5.

На левом берегу р. Камчатки в 4 км выше по течению от пос. Ключи обследованы остатки ительменского «острожка» на северном берегу озера Накша (в 1740 г. более 100 км выше по течению р. Камчатки от места наших работ существовал Накшин острожек на р. Козыревской, где жил тойон Накша: Крашенинников, 1949, с. 511, 659). Разведочными шурфами установлено, что поселение на берегу озера Накша возникло на необжитом месте почти сразу после отложения пепла Ш2, имеющего возраст около 900 радиоуглеродных лет назад (примерно XI-XII вв.). Поселение имело сложную пространственную структуру с элементами регулярности. На нем, помимо скоплений обычных жилищных западин и хозяйственных ям, были выявлены четыре макрообъекта, каждый из которых имел прямоугольную (подквадратную) форму, заданную валом и рвом, которые защищали участки размером 30х30 – 35х35 м. Превышение гребня вала над дном рва на макрообъекте Накша-1 составляло около 1 м. В валу с напольной стороны имелись узкие проходы. В центре располагалось обширное углубленное в землю жилище размером до 10 х 10 м, имевшее выход в сторону реки. Кроме центральной жилищной западины имелся ещё ряд других. Строительство острожка было совершено до извержения вулкана Шивелуч, произошедшего около 500 радиоуглеродных лет назад (XV век). Пепел Ш2а отложился на поверхности вала, после чего вал ещё ремонтировался, и на него лег пепел Ш1, имеющего округленный возраст 300 радиоуглеродных лет. Возможно, что это поселение дожило до момента контакта с русскими казаками-колонистами, появившимися в регионе во второй половине XVII в. В письменных источниках XVIII в. оно не упомянуто, из чего можно предположить его гибель вскоре после контакта.

Объекты, подобные обследованным в 2015 г. в Накше, ранее были описаны и зарисованы на устье р. Ажабачьей в 80 км ниже по течению р. Камчатки от оз. Накша (Пономаренко, 2014, с. 200).

Термин «городище» не вполне подходит для описания выявленных в Накше и на Ажабачьей макрообектов. Скорее, это нечто вроде «усадеб», имевших ограждение по периметру. Несколько таких «усадеб» составляли поселение. Регулярность планировки и крупные размеры «усадеб», видимо указывают на социальный ранг. Важно отметить, что первоначальная русская «столица» Камчатки – Нижнекамчатск, (с 1703 по 1731 гг.), находилась в Ключах, напротив Накши, а затем была перенесена ниже по течению и располагалась как раз напротив устья р. Ажабачья. Вероятно, не случайна территориальная близость центральных поселений русских колонистов к крупным поселениям аборигенов, включавших описанные выше макрообъекты – «усадьбы». Ни один из подобных макрообъектов ещё археологически не раскапывался.

В целом полученные данные свидетельствуют, с одной стороны, о плотности заселения долины р. Камчатки между вулканами Шивелуч и Ключевская сопка, а, с другой стороны, о дискретности освоения людьми этого опасного для проживания региона. Для того, чтобы археологические данные могли «конкурировать» с уникальными этнографическими описаниями Г. Штеллера и С.П. Крашенинникова, необходимо проведение тщательной фотосъемки выявленных поселений с беспилотника по первому, либо последнему снегу, когда микрорельеф не скрыт травой, а затем проведение площадных раскопок по современной методике.

Литература
Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. Изд-во Главсевморпути. М.-Л., 1949
Пономаренко А.К. Тарьинская культура неолита Камчатки. Владивосток, 2014.


Рис. 1. Обзорная карта района работ


Рис. 2. Место работ на космическом снимке 2014 г.


Рис. 3. Озеро Накша и Ключевская сопка


Рис. 4. Поселение Накша 1, вид с юга


Рис. 5. Заросший шиповником восточный вал макрообъекта 1 на поселении Накша 1


Рис. 6. Шурф на валу макрообъекта 3 на поселении Накша 1


Рис. 7. Вал макрообъекта 1 на поселении Накша 1


Рис. 8. Профиль разреза вала макрообъекта 1 на поселении Накша 1


Рис. 9. 3D модель плана поселения Накша 1


Рис. 10.  Стоянка Ключи 2. Основание рейки показывает пепел вулкана Шивелуч возрастом около 2000 радиоуглеродных лет (Ш5). Более поздние отложения пеплов уничтожены в ходе хозяйственно деятельности. На заднем плане - вулкан Шивелуч


Рис. 11. Западная стенка шурфа на стоянке Ключи 2

 
Рис. 12. Макрообъекты – «усадьбы» на устье р. Ажабачьей (обозначены стрелками)