Парусник римского времени из Фанагории
В полевом сезоне 2012 г. подводный отряд Фанагорийской экспедиции вел плановые работы по уточнению батиметрической карты затопленной части городища и отбору проб донных осадков для палеогеографической реконструкции береговой линии Таманского залива в античную эпоху. При расчистке одного из стратиграфических шурфов на мелководье, в 150 м от современного берега был обнаружен участок борта деревянного судна, перекрытого метровым слоем песка и раковинных прослоек.
Кормовая часть корабля
Полная расчистка корпуса корабля позволила установить его размеры, достигающие 15 м в длину при 3 м ширины по мидель-шпангоуту. Набор почти плоскодонного корпуса составляют более 40 шпангоутов, в средней части корабля соединенных группами по 2-3 вместе, они прибиты к обшивке бронзовыми четырехгранными гвоздями. Обшивка корпуса выполнена «вгладь», с применением техники «mortise and tenon»: пояса досок соединены нагельными планками и скреплены деревянными штифтами. Эта технология предусматривает выполнение на торцах досок пазов с определенным интервалом, в которые при стыковке поясов обшивки вкладывались пластины из твердых пород дерева, причем пояса досок не сшивались, а скреплялись штифтами, что обеспечивало продольную и поперечную жесткость обшивки. С внутренней стороны обшивки сохранились остатки нескольких слоев гидроизолирующей пропитки. Мачтовое гнездо (степс) не сохранилось, но на шпангоутах остались пазы для его крепления. Дубовый киль расчищен лишь на небольшом участке в районе поврежденной носовой части, форштевень отсутствует. Центральная часть корпуса засыпана камнями и обломками черепицы производства Пантикапея и Синопы, из груза сохранились лишь 2 целые формы – амфора предположительно колхидского типа, датируемая II-III вв. н.э., и кувшин неясной датировки, а также значительное количество фрагментов керамики. Уточнить время постройки корабля будет возможно по результатам радиоуглеродного и дендрохронологического анализов.
Для фиксации корабля in situ была применена экспериментальная методика цифровой фотограмметрии, позволяющая на основе массива фотографий создать трехмерный «цифровой слепок» объекта. На основе информации, содержащейся в этой модели, возможно создание трехмерной реконструкции обводов корпуса и идентифицировать тип найденного судна.
После детальной фотосъемки корабль был законсервирован геотекстилем и полностью засыпан песком. Его расконсервация и следующий этап исследований, связанный с извлечением балласта и полной расчисткой корпуса, целесообразен только перед извлечением судна на поверхность, после создания условий по полевой консервации, реставрации и музейному экспонированию этой уникальной находки.
Кузнецов В.Д., д.и.н., Ольховский С.В., Жуковский М.О., Акимов В.О.
Амфоры колхидского типа
Кувшин в центральной части корпуса
Балласт из камней и черепицы
Кормовая часть корабля