Раскопки во Владимире
В течение трех лет, с 2006 по 2008 гг., экспедиция Института археологии РАН вела спасательные археологические работы в древнейшей части Владимира. Исследуемый участок располагается в так называемом Мономаховом, или Печернем, городе. Площадь раскопов, расположенных вблизи Троицкого вала, возведенного в начале XII в., составила 2500 кв. м. Культурный слой на исследованной территории представлен в основном отложениями XVI–XIX вв.; древнерусский горизонт сохранился лишь на небольших участках и в виде заглубленных в материк ям. Слой XIV–XV вв. выявить не удалось, этим временем датируются только отдельные ямы.
К домонгольскому времени относятся остатки шести усадеб и следы частоколов, маркирующие межусадебное пространство и улицу, пересекавшую северо-западную часть Мономахова города с север-северо-востока на юг-юго-запад и выходившую к современной Соборной площади, где локализуются Торговые ворота и, предположительно, торговая площадь. Вероятно, в домонгольском Владимире существовала линейно-поперечная система планировки улиц, привязанная к воротам в крепостной стене и к центральной магистрали, идущей через весь город от Золотых к Серебряным воротам.
Северо-западная часть Мономахова города, расположенная достаточно близко от детинца, являлась богатым районом древнего Владимира. Об этом свидетельствуют размеры раскопанных жилых усадебных построек с подпольями площадью от 16 до 48 кв.м и характер вещевых находок. Прежде всего, это предметы далекого импорта: стеклянные сосуды сирийского и византийского производства и некоторые украшения; поливная керамика, фрагменты бронзового и каменного котлов, ручка среднеазиатского кувшина и пр. Особенно многочисленны фрагменты трапезундских и триллийских амфор. К «статусным» вещам относятся железное писало, книжные застежки, позолоченный перстень, хрустальные и сердоликовые бусы.
Остатки всех жилых построек носят следы большого пожара, наиболее вероятная дата которого – 1238 г. В подполе одной из них был обнаружен склад янтаря-сырца весом более 200 кг. Его невостребованность свидетельствует о масштабах произошедшей катастрофы, которая привела к одновременной гибели всего этого района города.
Скопление янтаря располагалось на дне сгоревшего подпола площадью 48 кв. м, в котором сохранились остатки трех коробов из древесины сосновых пород, стоявших, вероятно, на деревянных полках или полах вдоль одной из стен постройки. Оно содержало необработанные куски янтаря разного размера, от совсем мелких до крупных – 12 см в длину, покрытые коркой окисления. Исследования показали, что весь янтарь подвергся воздействию температуры не ниже 130ºС, при которой начинаются изменения в его структуре, отражающиеся на прозрачности и цвете. Часть янтаря расплавилась полностью или спеклась, образовав местами монолит смолы.
Судя по контексту находки, янтарь, хранившийся в доме, предназначался на продажу. О том, что он уже продавался до пожара, свидетельствуют находки янтаря-сырца в постройках других усадеб.
Потребность в янтаре на внутреннем рынке древнерусского государства, в том числе в самом Владимире, в это время была достаточно высока: его использовали при изготовлении олифы и красок, в медицине, для производства украшений, жгли в качестве благовоний. Судя по сделанной находке, Владимир-на-Клязьме являлся одним из основных транзитных пунктов международной торговли янтарем наряду с древними городами Польши и Волжской Болгарии.
Склад янтаря из Владимира является крупнейшим не только для России, но и для всей Европы эпохи Средневековья. Эта находка не позволяет судить о динамике развития торговли янтарем в домонгольское время, но она впервые дает представление об объемах этой торговли.
К.и.н. О.В. Зеленцова, И.Н. Кузина