Юрьевский монастырь в Великом Новгороде с квадрокоптера

Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН (рук. Вл.В. Седов) ведет работы на территории древнейшего монастыря Великого Новгорода – Юрьева, с 2013 г. В первые годы из-под пола XIX в. Георгиевского собора были извлечены десятки тысяч фрагментов первоначальной фресковой живописи, сбитых со стен и положенных в основание пола во время ремонта, начатого знаменитым архимандритом Фотием в 1820-е гг. В Новгородский государственный объединенный музей-заповедник в 2014–2015 гг. были переданы сотни лотков с известковыми осколками, на которых были видны как просто гладкие цветные стороны, так и фрагменты изображений: мужские и женские лики, элементы одежд и орнаментов, пальцы рук и ног, оперение крыльев ангелов и чешуйчатые доспехи святых воинов. В последующие годы, 2016–2021 гг., во время исследований наружных участков, прилегающих к собору с севера, юга и востока, фресковая коллекция пополнялась новыми цветными фрагментами.


Шурф, в котором обнаружились фрески, до начала работ

Сейчас уже стало совершенно ясно, что извлеченные из земли фрески обладают уникальным художественным и научным потенциалом. Они составляют один из самых ранних ансамблей монументальной стенописи Северной Руси: раньше Георгиевского собора были расписаны только церковь Благовещения на Городище (около 1103 г.), новгородский Софийский собор (около 1108 г.) и Николо-Дворищенский собор (около 1113 г.). То есть найденные фрески рассказывают о первых шагах русского искусства в той области, которая стала, наравне с иконописью, его квинтэссенцией.

  
Процесс извлечения фресок реставраторами

Целостность фресковых изображений была нарушена в XIX в., но в силу этого несчастливого факта современные ученые имеют счастливую возможность всесторонне изучить сохранившиеся фрагменты стенописи в качестве материальных свидетельств мастерства древних живописцев, зодчих и организаторов строительного производства. Первыми результатами естественнонаучного изучения фресок стало определение основных пигментов красок Георгиевского собора, а также элементного состава этих пигментов, что позволит в дальнейшем указать место происхождения минералов, входящих в состав красок. В насыщенной голубой краске, чаще всего использовавшейся в фонах древнерусских росписей и в большом количестве присутствующей на осколках Георгиевских фресок, было открыто присутствие одного из самых дорогих по средневековым меркам минерала – лазурита или ляпис-лазури. Известны несколько месторождений этого минерала – в Афганистане в провинции Бадахшан, в России на территории Южного Прибайкалья и в Таджикистане на Памире: откуда конкретно происходит лазурит Георгиевского собора, возможно, удастся узнать в скором времени.


Переборка слоя строительного развала на «грохотах»

Фрагментарность фресок Георгиевского собора, их раздробленность на осколки оборачивается еще одним парадоксом. Монументальные образы святых и героев библейских сцен, обычно смотрящих на нас со стен христианских храмов из своего недосягаемого высока, оказываясь фрагментами изображений, теряют свою недосягаемость в прямом и переносном смыслах и приближаются к зрителю как умозрительно, так и физически. Разложенные на столе в реставрационной мастерской фрагменты фресковых ликов воздействуют на зрителя с еще большей силой, возможно потому, что начинается персональный диалог с ними как с миниатюрными, как будто частными, образами. Смыслы, воплощенные в ликах святых, становятся совсем близкими, земными, доступными. Древняя роспись монументального собора, посвященная римскому святому воину Георгию, в близких изображениях оборачивается частными рассказами о верности непростому выбранному пути, о преданности идеалам и о надежде на победу добра.


Графическая фиксация «слоя фресок»

За все годы археологического изучения Юрьева монастыря сформирована грандиозная коллекция фрагментов фресок Георгиевского собора, сейчас хранящаяся в музее. Однако по самым смелым подсчетам она составляет всего лишь треть древнего монументального ансамбля, оставшаяся часть которого лежит в земле на территории монастыря. При бывших в 1990–2000-е гг. земляных и археологических работах к востоку от собора были найдены многочисленные фресковые осколки, но точно зафиксированного места начала или конца фресконосного слоя тогда определено не было. В два предыдущих года отряд Института археологии РАН осуществлял целенаправленные поиски этого места, и в небольшом шурфе 2022 г. площадью 4 кв. м, наконец, был обнаружен слой строительного развала, содержащего битые фрески.


Извлеченные из земли фрески

Этот слой залегал в 60–70 см от современной поверхности земли к востоку от абсид собора, перед Орловским корпусом, в непосредственной близости от мощеной дорожки, ведущей к речным воротам. В этой части монастырской газонной лужайки было разбито два квадратных шурфа на расстоянии 4–5 м друг от друга. В западном был открыт кирпичный столб, судя по формату кирпича, XVIII – начала XIX в., служивший опорой для деревянной ограды вокруг собора. А в восточном шурфе, таким образом, находящемся уже за пределами храмовой ограды XVIII–XIX вв., обнаружены фрески. Слой строительного развала мощностью до 70 см состоял из спрессованной массы россыпи известкового раствора и твердых кусочков того же раствора, сбитого со стен и обладающего красочным слоем с одной гладкой стороны. Фракции твердого известкового раствора с красочным слоем совершенно различны по величине: от мелкого цветного щебня до крупных фрагментов, на которых видны целые или фрагментированные лики.


Извлеченные из земли фрески

Сотрудниками фресковых мастерских Новгородского музея в предыдущие годы была разработана методика извлечения фресок из строительных развалов, отлично зарекомендовавшая себя при совместных работах Музея и Института археологии РАН в процессе музеефикации церкви Благовещения на Городище, состоявшейся в 2016–2018 гг. Музейные реставраторы были приглашены к археологическим работам и в 2022 г. Совместно с археологами они извлекли с небольшой площади шурфа более 100 лотков осколков фресок, переданных в мастерскую «Фреска» в Антоновом монастыре для дальнейшей обработки, консервации и изучения.


Полевое «хранение»

Среди извлеченных фрагментов бесспорное большинство составляет массовый материал, на котором нет видимых изображений. Обнаружено всего менее десятка фрагментов, определяемых как личное письмо. Однако среди них есть один лик, составившийся прямо в процессе работ из двух фрагментов, появление которого оправдывает все серьезные усилия, предпринимаемые по извлечению фресок из земли. Это лицо молодой женщины, повернутое в три четверти, даже чуть более, на зрителя. Половину высокого лба закрывает белый головной убор или повязка с глубокими зеленоватыми тенями, составляющая верхнюю часть лика, под тонким носом с открытыми ноздрями проходит слом фрагмента: нижняя часть лица пока не выявлена. Сохранившиеся целыми распахнутые глаза этого персонажа древности скользят мимо современного зрителя, заглядывая за его спину, а проходящий по переносице косой рваный стык фрагментов придает дополнительную выразительность. Если это лицо обретет свое завершение, то тогда можно будет понять, какое чувство заключено в выражении глаз – осуждение или смирение.


Лик молодой женщины

Этот фрагмент и другие появившиеся в 2022 г. фрески дают огромную надежду на то, что в ближайшие археологические сезоны аккуратный газон Юрьева монастыря поделится древними артефактами, скрытыми под ним. В 2022 г. территория к востоку от Георгиевского собора была обследована с помощью магнитометрического оборудования. Можно надеяться, что точное и скрупулезное сопоставление данных магниторазведки и археологических чертежей 2022 г. поможет до начала земляных работ очертить приблизительную зону залегания фресочного слоя под землей.

М.В. Вдовиченко

Новость в СМИ:

ТАСС
Интерфакс
Новгородские ведомости
Новгород.ру
МИР24
Фома