Дерево в камне: дубовые конструкции в основании фундамента храма Бориса и Глеба в Новгороде
Архитектурная археология изучает приемы и материалы древнего строительного производства, скрытые от глаз наблюдателя внутри сохранившегося здания, но доступные для изучения в руинах. Церковь Бориса и Глеба в Новгородском детинце – одна из важнейших церковных построек средневекового Новгорода, исчезнувшая с лица земли еще в XVII в., но частично сохранившая свои подземные конструкции. Их изучает Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН при поддержке Новгородского музея-заповедника, раскрывая шаг за шагом сохранившиеся в руинах кладки.
Новгородский детинец. Археологические работы 2024 г. возле церкви Андрея Стратилата
О первой Борисоглебской церкви на этом месте новгородские летописи упоминают под 1146 г. Нет сомнения, что это была деревянная церковь, построенная на следующий год после основания храма Бориса и Глеба на Смядыни под Смоленском – месте гибели князя Глеба, ставшем одним из центров почитания святых князей. Каменный храм в Новгороде вместо деревянного был заложен в 1167 г. по заказу некоего Сотко Сытинича, которого часто отождествляют с былинным Садко. Новгородская первая летопись об этом сообщает так: «Въ л?то 6675. … На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Гл?ба, при князи Святославе Ростиславици, при архиепископ? Илии». В 1173 г. новопостроенный храм был торжественно освящен: «… святи церковь Новегород? Илия архиепископъ новгородьскыи, святую мученику Бориса и Глеба, камяную, въ град?, м?сяца октября в 14, …».
Начало работ 2024 г.
По летописному известию на месте храма в первой половине – середине XI в. стояла деревянная София Новгородская, о чем рассказывает Новгородская первая летопись младшего извода: «В л?то 6557. М?сяца марта въ день суботныи, сгор? святая Соф?я; б?аше же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Соф?я конець Пискупл? улиц?, идеже нын? поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Гл?ба над Волховомъ». При археологических работах ни в 1940-х гг., ни в последнее время следов деревянного Софийского храма найти не удалось, хотя отдельные археологические находки свидетельствуют о том, что где-то поблизости находилось богато украшенное здание.
Рабочие моменты на раскопках 2024 г.
Тесную связь истории Борисоглебской церкви со сложением в XIII–XV вв. местной традиции почитания князей Бориса и Глеба как воинов и заступников новгородской независимости проследил академик Валентин Лаврентьевич Янин. По его мнению, церковь приобрела особый статус в структуре церковной и городской организации: она была вечевым храмом Людина и Загородского концов, а также аристократической Прусской улицы, и в XIV в. обрела значение второго после Софийского собора центрального храма города. Культ Бориса и Глеба – первых русских святых – как помощников в ратном деле в Новгороде отразился в формуле, впервые встреченной в летописи при описании подвига Александра Ярославича и его дружины в Ледовой битве 1242 г., когда новгородцам помогли «бог и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, ею же ради новгородци кровь свою прольяша, тех святых великими молитвами».
Фрагмент кладки северной стены храма Бориса и Глеба, валунного фундамента и деревянные лежни в его основании. Фото 2024 г.
Впервые к археологическому изучению храма Бориса и Глеба приступили накануне Великой отечественной войны. Храм был раскопан почти полностью в 1940 г., раскопки вел директор музея А.А. Строков и археолог В.А. Богусевич, опубликовавшие небольшую статью об этих исследованиях. В 1941 г. раскопки храма и местности к югу от него были продолжены, но материалы этих раскопок так и не были опубликованы. До сих пор не был известен детальный общий план храма, не было подробных профилей и чертежей каменной кладки.
Новгородский архитектурно-археологический отряд ИА РАН приступил к новым археологическим работам в 2008 г., но продолжил их только в 2018 г. С тех пор изучение храма не прерывается, а идет то небольшими, то довольно обширными площадями из года в год. В раскопках 2023 и 2024 гг. в основании разобранных частей фундамента были расчищены дубовые конструкции – лежни – армирующие кладку фундамента деревянные брусковые детали, предотвращающие неравномерную усадку тяжелого здания. Ранее в раскопках Строкова – Богусевича они были зафиксированы, но точных чертежей и фотографий, позволяющих судить об их особенностях, не сохранилось. Поэтому раскрытые в два последних года лежни – это первые материальные свидетельства их использования в кладке фундамента церкви Бориса и Глеба.
Слева: ортофотоплан фрагмента фундамента храма Бориса и Глеба, 2024 г.
Справа: план системы лежней в ленточных фундаментах церкви на усадьбе Художественного института (Киев), 1947 г.
Раскрытая в 2024 г. картина бывает доступна исследователям исключительно редко – только в тех случаях, когда фундаменты разобраны до своего основания, но лежни оставлены на месте. Дубовый, как было определено специалистами, брус (около 20 см в поперечнике) шириной 30–35 см лежит либо непосредственно на глине материка, либо на небольшой проливке раствора, обозначая направления кладок ленточных фундаментов. В раскопе 2024 г. лежни раскрыты под северной стеной храма, в работах 2023 г. они были расчищены под внутренними ленточными фундаментами в продольном и поперечном направлениях.
В местах пересечений лежни скреплялись между собой, по данным других раскопок, железными кольями или скобами. До разборки конструкций определить, скреплены ли деревянные детали железом на Борисе и Глебе, невозможно, но предположительно элементы крепежа присутствуют. Пространство между брусами заполнено валунами средних размеров, густо пролитыми известково-цемяночным (с содержанием кирпичной крошки) раствором розово-бежевого цвета. В раскопе 2024 г. на западе лежни уходят под кладку сохранившегося фундамента северной стены, демонстрируя его устройство. Над брусами лежать 4–5 рядов валунов на растворе, над которыми начинается кладка стены, состоящая из блоков камня и плинфы.
Совмещение фотографий раскопанных участков 2023 и 2024 гг. с обозначением голубым цветом лежней
Из лежней, раскрытых в 2023 г., взят ряд проб для радиоуглеродного датирования, а также одна проба для дендрохронологии. Результаты радиоуглеродного анализа, проведенного лабораторией изотопных исследований ЦКП «Геоэкология» кафедры геологии и геоэкологии факультета географии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, дал калиброванную даты от 1161 до 1175 г., что совпадает с летописной датировкой постройки храма: 1167–1173 гг. Эти же даты подтверждает дендрохронологический анализ по годичным кольцам, проведенный руководителем Центра археологических исследований Новгородского музея О.А. Тарабардиной.
Подобное устройство фундаментов – с лежнями в своем основании – характерно для так называемых княжеских соборов Новгорода. Они зафиксированы в соборе Николы на Дворище (1113 г.), Рождественском соборе Антониева монастыря (1117 г.), Георгиевском соборе Юрьева монастыря (1119 г.). В Благовещенской церкви на Городище (1103 г.) они не найдены из-за сохранившихся в целости валунных кладок, но не исключено, что там они тоже присутствуют.
По данным М.К. Каргера, М.В. Малевской и П.А. Раппопорта, фундаменты церкви Михаила Архангела в Переяславле (1089 г.) устроены аналогичным способом. Такие же конструкции были зафиксированы М.К. Каргером при раскопках храма на усадьбе Художественного института (рубеж XI–XII вв.), Большого собора Зарубского монастыря (1099–1103 гг.), В.А. Харламовым и Г.Ю. Ивакиным при раскопках Михайловского Златоверхого собора в Киеве (1108–1113 гг.).
Наличие в Борисоглебском храме Новгорода валунного фундамента с системой деревянных лежней однозначно говорит о том, что храм был построен высококвалифицированным зодчим, перенявшем мастерство либо у византийских мастеров старшего поколения, либо у их учеников. Это последний древнерусский домонгольский храм, построенный с использованием такой технологии. После монгольского нашествия этот строительный прием уже не используется.
Рабочий момент при проведении лазерного сканирования. Фото 2024 г.
В 2024 г. впервые на Борисоглебском раскопе была применена методика наземного лазерного сканирования, проведенного специалистами Лаборатории технологии информационного моделирования Новгородского Государственного университета имени Ярослава Мудрого под руководством кандидата технических наук К.А. Вареника. Технология, основанная на использовании лазерных сканеров, измеряющих координаты точек поверхности объекта с высокой скоростью, позволит создать виртуальную 3Д-модель всех сохранившихся под землей кладок храма.
Применение лазерного сканирования в археологии упрощает и ускоряет процесс фиксации информации и значительно повышает достоверность и качество получаемых материалов. В результате полевого сканирования будет создана трехмерная цифровая модель высокой точности, с погрешностью всего до 2-х миллиметров. Археологические работы будут завершены, фундаменты будут засыпаны, а цифровая модель будет доступна для исследований, причем работать с ней можно будет и дистанционно.
Вл.В. Седов, М.В. Вдовиченко
Новость в СМИ:
Видеосюжет Вести Великий Новгород
Сайт РАН
Научная Россия
ТАСС
Родина
МК Великий Новгород
Фома