Археологи на войне: воспоминания медсестры

Мы продолжаем публикацию фрагментов мемуаров, писем и воспоминаний сотрудников нашего Института. В военные годы многим археологам пришлось «сменить профессию». Так, Тамара Владимировна Равдина, которая позже стала известна как исследователь славянских древностей, во время войны была медсестрой.


В 1937 г. она поступила на исторический факультет МГУ. Но как только началась война, в университете были организованы различные курсы военных специальностей. Большинство девушек записалось на краткосрочные курсы медицинских сестёр военного времени. После окончания курсов медсёстры были отправлены в Киров – создавать Центральный военно-морской госпиталь. В 1942 г. Тамара Равдина оказалась в числе 14 девушек, направленных в действующую армию. Войну она закончила в звании старшины I статьи. Лишь после Победы Тамара Равдина вернулась в университет и закончила МГУ в 1946 г.


Т.В. Равдина с медалью "За боевые заслуги"

В 1990 г. Институт археологии издал сборник воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, сотрудников ИА АН СССР. Вот фрагмент воспоминаний Т.В. Равдиной из сборника «Археологи на войне: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны», опубликованный с некоторыми сокращениями.

«На Ленинградский фронт я попала в сентябре 1942 года и стала работать медсестрой в военно-морском порту Кобона. Этот порт стоял на Дороге жизни, осуществлявшей перевозки в осажденный Ленинград. Все службы порта находились под землей: склады, судоремонтные мастерские, камбуз и столовая рабочей роты. Даже гауптвахта была глубоко под землёй (знаю по личному опыту). В деревне Леднево недалеко от порта в здании деревенской школы размещался стационар. Мы устроили здесь приемную, перевязочную, операционную. В бывших классах находились палаты для раненых. Электричества не было, вечерами и ночью работали при керосиновых лампах, и только в редчайших случаях порт запускал движок и давал нам свет.

30 октября 1942 года немецким бомбардировщикам удалось прорваться сквозь ПВО, и до 10 ноября порт страшно бомбили. Особенно адски и пунктуально бомбили нас 7 и 8 ноября. У нас уже было много тяжелораненых, они переполняли две наши палаты и даже приемную, от раненых нельзя было отойти. 7 ноября бомбили весь световой день: вечер и до полночи мы обрабатывали раненых, затем недежурные сёстры ушли. Ночь я с лампой в руках обходила по очереди раненых: не промокла ли где повязка, не ослаб ли пульс, не помирает ли. Осмотрев последнего, я опять начинала обход с первого, так как раненых было несколько десятков и времени на такой осмотр уходило много. У раненого кочегара Сычева почти исчез пульс, нос стал заостряться. Пришлось мне разбудить хирурга, и мы срочно влили раненому кровезамещающий и противошоковый растворы, но все это помогло только на время. Тогда Анатолий Васильевич решительно сказал, что Сычеву нужно влить кровь. Консервированной крови у нас не было, и я предложила свою, поскольку у меня универсальная группа крови. Я села на табурет в перевязочной, санитарка туго затянула мне жгутом левую руку выше локтя, вена вздулась, и хирург через иглу-трубочку быстро заполнил стакан моей кровью. Локоть мне забинтовали, затем мы пошли с кровью в палату и втроем влили Сычеву через такую иглу мою кровь из стакана. У раненого наступило стойкое улучшение, через месяц он вместе с другими был благополучно эвакуирован в тыл.



Выписка из наградного листа Т.В. Равдиной. Медаль "За боевые заслуги", 14.07.1944 г.
ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 781, 928

8 ноября снова тревоги, бомбёжки, новые раненые, и только часам к 23, когда кончили перевязывать и оперировать, мы вспомнили, что сегодня 25 годовщина Октября! Мы уселись при керосиновой лампе, выпили положенные праздничные сто грамм, вспоминали свою работу за эти дни – дружную, слаженную, самоотверженную. И очень мы друг друга все любили в этот вечер. Потому что именно при таких обстоятельствах и при такой работе человек проявляет вершину духа и любви».

В 1949 г. Тамара Владимировна пришла работать в Институт археологии. Её научными интересами стала ранняя история славян: она вела раскопки в Брянске, Подмосковье, Пинске. В 1988 г. вышла её книга «Погребения X–XI вв. с монетами на территории Древней Руси», которая до сих пор считается одним из основательных справочников по нумизматике.

Вот какой запомнил Тамару Владимировну Пётр Григорьевич Гайдуков: «Помню, как она настойчиво и дотошно (как в воспоминаниях обходила раненых) в 1970–1980-х гг. собирала материалы к книге "Погребения X–XI вв. с монетами на территории Древней Руси". Книгу эту ей, как и другим фронтовикам, Академия наук и академическое издательство "Наука" обещали издать к 40-летию Победы. Помню, как она волновалась по этому поводу, как настойчиво дорабатывала и дорабатывала текст. Дорабатывала и после издания книги. Подаренный мне экземпляр сплошь исписан поправками и дополнениями. Сильный человек была Тамара Владимировна. Кланяемся все ей».

Главный научный труд Т.В. Равдиной «Погребения X–XI вв. с монетами на территории Древней Руси» стал доступен в электронной библиотеке Института: https://www.archaeolog.ru/ru/el-bib/el-cat/el-books/el-books-1988/ravdina-1988