Николай Николаевич Воронин: 120 лет со дня рождения
120 лет назад во Владимире родился Николай Николаевич Воронин – историк, археолог, специалист по древнерусскому зодчеству. Ядром его научных интересов была архитектура средневековой Руси, но круг явлений, которые исследовал ученый, был намного шире и включал в себя археологию, изучение письменных источников, средневекового прикладного и церковного искусства, иконографии – всего, что составляло материальную и духовную культуру Древней Руси.
Белокаменные соборы родного города во многом определили научные увлечения Николая Николаевича. Его первым местом работы стал Владимирский исторический музей, в котором он проработал два года после окончания гимназии, с 1918 по 1920 г. Но городом, где он сформировался как ученый, стал Ленинград: в 1923–1926 гг. Воронин учился на историческом факультете Ленинградского университета, на курсах Ленинградского отделения Центрархива. С 1928 по 1931 г. он учился в аспирантуре Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК). Ученого интересовал не только внешний облик храмов, но и материальная, ремесленная сторона строительства, что было совершенно новым направлением в исследовании храмового зодчества. В частности, в кандидатской диссертации «Очерки по истории русского зодчества XI–XVII вв.» (1931) Николай Николаевич использовал документы Приказа каменных дел, с помощью которых были отражены методы добычи и производства строительных материалов, планирования строительства, системы организации работ, подбора мастеров. После публикации в 1934 г. под названием «Очерки по истории русского зодчества XVII в.», по мнению историков, эта работа стала одним из лучших справочников по истории архитектуры.
Работу в ГАИМКе, куда Николай Николаевич был принят в 1932 г., прервала война. В 1941 г. он был ранен, и после демобилизации в марте 1942 г. поступил на работу в Московское отделение ИИМК, где стал сотрудником и позже – заведующим сектором славяно-русской археологии. Дальнейшая научная деятельность Воронина связана с Москвой. В 1944 г. он защитил докторскую диссертацию «Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской Руси в XI–ХIII вв.», закончил работу над двухтомной «Историей культуры Древней Руси» (М.; Л., 1948–1951).
Основной темой исследований Воронина была роль Владимиро-Суздальского зодчества в истории культуры Руси. Он изучал памятники Суздаля и Владимира, Переславля-Залесского, Ростова, Ярославля, провел раскопки в Боголюбове и церкви Покрова на Нерли, в Московском и Нижегородском кремле. Среднерусская экспедиция, которую возглавлял Н.Н. Воронин, вела раскопки средневековых поселений, фортификаций и погребальных памятников на территории Владимирской, Псковской, Смоленской и Кировской областей.
Материалы его исследований стали важнейшим источником для воссоздания общей картины развития зодчества Северо-Восточной Руси. Его главный труд – монография «Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV вв.» (М., 1961–1962. В 2-х т.) был удостоен Ленинской премии 1965 г. и до сегодняшнего дня остается основополагающим изданием, раскрывающим историю становления и развития каменного зодчества в Ростово-Суздальской и ранней Московской Руси. Монография стала событием в советской исторической науке: говоря об архитектуре, ученый привлекал данные археологии и письменных источников, изобразительного искусства и ремесел, проводил параллели между архитектурными древнерусскими храмами и памятниками Запада, Востока и Византии. Это подход современники назвали «синкретическим».
Важную роль Н.Н. Воронин сыграл в организации охраны памятников древнерусского наследия. Первые статьи о сохранении памятников появились в печати в военные годы: в связи с разрушением памятников на захваченных территориях он предложил программу по их восстановлению и исследованию. Воронин писал тексты для Совинформбюро, в 1944 г. опубликовал брошюру «Памятники архитектуры и их охрана», в 1945 – статью «О восстановлении древнерусских городов». В статье «К вопросу об организации и юридическом обосновании дела охраны и исследования археологических памятников в РСФСР» (Материалы к Всесоюзному археологическому совещанию. М., 1945; соавтор В.Н. Граков) он поставил вопрос о создании правовых оснований для защиты культурного наследия. Подписанные им вместе с другими известными учеными и деятелями культуры статьи 1956 г. в «Правде» и «Литературной газете», а также его книга «Любите и охраняйте памятники древнерусского искусства», опубликованная в 1960 г., сыграли значительную роль в переломе общественного отношения к памятникам прошлого и появлению у широкой публики интереса к архитектурной старине. В 1965 г. Николай Николаевич выступил одним из создателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
В 1976 г. Николая Николаевича не стало. «Результаты усилий ученого настолько значительны, что, благодаря его трудам, сложились наши критерии и оценки важнейших произведений русской национальной культуры прошлого… И не только воссоздан образ старинной архитектуры. В трудах Н.Н. Воронина возникают, что очень важно, образы людей, ее живых современников… Возникает Древняя Русь. Мы видим ее наследие не в идеализированном славянофильском образе, и оно не обеднено скепсисом и недоверием, но ощутимо во всей своей исторической конкретности, в сложности творческих исканий, духовных устремлений», – писал ученик Воронина, Георгий Карлович Вагнер, во вступительной статье к сборнику «Средневековая Русь», посвященному памяти ученого.
Текст подготовлен по публикациям:
Макаров Н.А. Николай Николаевич Воронин / В кн.: Институт археологии РАН: 100 лет истории. М.: ИА РАН, 2019. С. 242–246.
Средневековая Русь: Сб. статей памяти Н.Н. Воронина / Редколлегия: Г.К. Вагнер, Д.С. Лихачев, П.А. Раппопорт. М.: Наука, 1976.
Л.А. Беляев. Воронин / в кн. Православная энциклопедия: электронная версия.