Могильник Куреваниха разорен кладоискателями

Весной 2008 г. грабительскими раскопками варварски разрушен один из интереснейших средневековых памятников Моложского региона – могильник у д.Куреваниха (Устюженский р-н Вологодской области), включающий сопки и полусферические курганы. Семиметровая сопка прорезана котлованом и траншеей глубиной более 3 м и длиной около 15 м, еще 7 насыпей раскопаны колодцами. Грабители чувствовали себя свободно: они разбили лагерь в лесу, спилили сосны на курганах, укрепили стенки траншей деревянными щитами с распорками, просеяли часть земли и пережженных костей через металлические сетки и спокойно оставили разоренный могильник, бросив на месте раскопок лопаты, ведра и сита.

Могильник у д.Куреваниха известен археологам с начала XX в., здесь вели раскопки экспедиции Института археологии РАН (А.В.Никитин) и Вологодского педагогического университета (Н.В.Гуслистов, А.Н.Башенькин). Куреваниха – один из наиболее крупных центров средневекового расселения в Моложском крае, место формирования древнерусской элиты и новых властных отношений. Помимо многочисленных финских и славянских украшений археологами здесь были найдены арабские и византийские монеты, украшения скандинавских типов, редкие предметы вооружения. Сопки у д. Куреваниха –монументальные погребальные насыпи, наиболее крупные памятники такого рода на востоке Новгородской земли. Это то немногое, что напоминает в современном ландшафте Моложского края об эпохе Олега и Владимира Святославича. Теперь наиболее крупная насыпь изуродована, а комплекс вещей, сопровождавший погребения, утрачен.

Масштабы грабительских раскопок в Устюженском районе беспрецедентны. Разорение средневекового могильника Куреваниха, безусловно, – вызов государственной системе охраны памятников в России. Тем более, что объектом разрушения стали памятники, символизирующие становление древнерусской государственности. Тем более, что именно в Вологде должен состояться в августе 2008 г. очередной съезд государственных органов охраны памятников. В то же время это закономерное следствие нашего равнодушия к проблеме охраны археологических древностей, нежелания правоохранительных органов вести борьбу с нелегальными раскопками, снисходительного отношения к торговле археологическим антиквариатом. Следствие многолетней рекламы кладоискательства и частного коллекционирования археологических находок, постепенно размывающей в общественном сознании границы между научными археологическими раскопками и грабительскими набегами на заповедные урочища.

Думаю, что фотографии разоренной Куреванихи поставят точку в нашем споре с «любителями свободной металлодетекции», утверждающими, что «народная археология» неразрушительна для древних памятников, а грабительские раскопки - плод воображения сотрудников академических институтов.

Директор Института археологии РАН Н.А.Макаров