В Абхазии найдено святилище колхидской культуры
12 сентября 2022 г.
Экспедиция Института археологии РАН обнаружила при раскопках возле города Очамчира (Республика Абхазия) святилище колхидской культуры, датируемое VI–IV вв. до н. э. Найденные в культурном слое предметы – античные нашивки и бусины, фигурки греческих и египетских божеств, импортная греческая керамика в сочетании с вкопанным в пол святилища обтесанным камнем-«идолом» свидетельствуют о сильном влиянии античной цивилизации на культуру древнего населения Колхиды и добавляют новые данные, позволяющие реконструировать религиозные представления местных племен (в данному случае – колхов) и их связи как с греческим миром, так и с кобанской культурной общностью. Каменный «идол» – первая находка на территории Абхазии и крайне редкая для всего региона: ранее на Северном Кавказе единственный подобный идол был найден в святилище кобанского поселения Сауар на территории Северной Осетии.
Каменный пол святилища и верхняя часть каменного идола
Фрагмент карты Герарда Меркатора Tabula Asiae III (Armenia, Georgia, Turkey, etc.)
О существовании Гиеноса (Гюэноса) известно из упоминания в «Перипле обитаемого моря» античного мореплавателя Псевдо-Скилака. Перечисляя названия племен, живших на берегах Черноморского побережья Кавказа, он упомянул колхов и город Гиенос: «А за этими колхи и полис Диоскурида, и греческий полис Гиэнос, и река Гиэнос, и река Херобий, река Хоре, река Арий, река Фасис и греческий полис Фасис, и дорога вверх по реке 180 стадиев в большой варварский город, откуда была Медея...». На сегодняшний день Гиенос – единственный точно локализованный полис на территории Абхазии, так как доримские слои Диоскуриады и Питиунта до сих пор не обнаружены.
Значительная часть древнего города была снесена при постройке морского порта в 1935–1936 гг. Из трех холмов, на которых был построен Гиенос, остался только один, восточный.
Археологические исследования показали, что город Гиенос возник не позднее начала – первой половины VI в. до н. э. В 1980-х гг. на городище Гиеноса были обнаружены остатки ранневизантийского храма, а возле него – погребение с конскими черепами и деталями узды, украшенными узорами в зверином стиле. Во время раскопок было найдено множество артефактов, среди которых – очень редкие, например, свинцовый саркофаг, не имеющий аналогий в Северном и Восточном Причерноморье.
Каменная вымостка и византийские слои
В 2022 г. российско-абхазская Очамчирская археологическая экспедиция ИА РАН исследовала слои, лежащие под византийскими напластованиями. У юго-западного угла основной части храма, рядом с церковным фундаментом, частично разрушившим этот памятник, было обнаружено святилище колхидской культуры. Исследователи расчистили пол святилища, которым служила галечная вымостка. В полу, на высоте около 10 см от фундамента храма, был вкопан вертикально установленный в ямке и обложенный другими камнями обтесанный камень – каменный «идол».
Каменная вымостка была усеяна обломками античной керамики, значительная часть которой была аттического и ионийского происхождения. Именно она позволила установить датировку памятника: VI–IV вв. до н. э. – это время, на которое приходится расцвет города Гиенос. Среди других находок – серебряная монета (ее происхождение будет уточнено после реставрации), небольшое число обломков железных клинков и ножей, массивные железные гвозди, стеклянные бусины.
Золотые нашивки и бронзовая фигурка античного божества
Основную часть находок составляют предметы, произведенные в греческих мастерских. Более 30 предметов, собранных на центральной части вымостки – это изделия из золота: нашивки, серьги, бусины, пронизи, кулон. На нашивках изображены птицы (лебедь и гриф), божества, встречаются композиции с двумя зверями со змеиными хвостами (сюжет так называемой «змееногой богини», удерживающей в руках двух фантастических чудовищ).
«Нашивками, скорее всего, была расшита одежда или покрывало, украшавшее святилище: на всех бляшках есть отверстия для ниток, которыми они прикреплялись к ткани. Подобные бляшки археологи находят в курганных погребениях скифов. Значительная часть золотых изделий изготовлена, безусловно, греческими мастерами, но некоторые, вероятно, могли быть созданы колхидскими ювелирами», – сообщил Александр Скаков.
Также в культурном слое были найдены изображения божеств: бронзовая фигурка античного божества и две фигурки древнеегипетского бога Птах-Патека из непрозрачного зеленоватого стекла.
«Стеклянную массу, из которой сделаны фигурки, еще называют "египетской пастой" или "египетским фаянсом", потому что ее производили в египетских мастерских и часто именно из нее отливали скарабеев. Но работали с этой массой не только египтяне. Мастера из греческой колонии Навкратис также изготавливали из этой пасты подражания египетским вещам. Подобные фигурки божества Птах-Патек ранее были найдены на территории Абхазии в могильнике возле Сухума», – пояснил ученый.
Фигурки божества Птах-Патек из египетской пасты
В нескольких десятках метров от святилища археологи раскрыли культурные слои со следами деревянных жилых построек, предварительно датируемые доантичным периодом (VIII–VII вв. до н. э.) и античным VI–V (вв. до н. э.).
«Раскопки 2022 г. позволили понять, как изменялась застройка на этом участке: вероятно, в V в. до н. э. обычная жизнь на этом месте прекратилась. Рядом с остатками домов был насыпан курган из глины, на вершине которого соорудили святилище. Показательно, что через столетие рядом с этим культовым местом, у подножия кургана, было сооружено святилище с захоронениями конских голов и бронзовой узды по меотскому обряду, а спустя тысячу лет здесь же был построен христианский храм. Это крайне любопытная "преемственность", понять логику которой можно будет лишь в ходе дальнейших исследований», – отметил Александр Скаков.