Редкая находка в Вологде
Иконка из медного сплава с сюжетом «Снятие с Креста» была найдена сотрудниками Вологодского отряда Северной экспедиции Института археологии РАН при проведении спасательных работ на территории комплекса зданий Архиерейского двора в Вологде, известного ныне как Вологодский кремль.
Иконка наперсная с сюжетом «Снятие с Креста и Положение во гроб». Сплав на основе меди, литьё
Культурный слой Вологды стал объектом внимания исследователей с середины XX в. Первые научные археологические раскопки были проведены П.И. Засурцевым в 1947 г., периодические раскопки велись в городе А.В. Никитиным с 1948 г. по 1957 г. Археологические исследования продолжались с большей или меньшей активностью и в последующие годы.
Период XVI–XVII вв. являлся важнейшим временем в историко-культурном развитии Вологодского края. Эти земли становились важным культурным и хозяйственным звеном между Поморьем и центральными областями. Вторая половина XVI в. во многом определила социально-политическое и экономическое значение собственно Вологды, когда Иван IV избрал Вологду в качестве одного из основных опорных пунктов на Севере. Здесь царь бывал в 1565, 1566, 1568–1571 гг. По его повелению городские укрепления были перемещены из района Ленивой площадки на полкилометра вниз по р. Вологде. На участке, выбранном для нового кремля, в 1565 г. начинаются грандиозные земляные и строительные работы по возведению каменной крепости. В конце XVI в. в строящуюся крепость переносится и Архиерейский двор, первоначально построенный из дерева и сгоревший в результате разграбления Вологды в 1612 г. одним из отрядов поляков и «тушинцев».
Археологические работы при реставрации двух элементов ансамбля Архиерейского двора – «Северной стены» и «Пятницкой башни» – велись Вологодским отрядом Северной экспедиции ОСАН ИА РАН в 2023–2024 гг.
Работы по укреплению фундамента Пятницкой башни, вид снаружи
Северная стена и Пятницкая башня, возле стен которых проводились археологические наблюдения, построены в 1671–1675 гг. на месте, где ранее стояли деревянные стены и постройки Архиерейского двора, сожжённые в 1612 г. Исследования велись как с внутренней, так и с внешней стороны строений. Согласно проекту реставрации, откопка фундаментов осуществлялась до проектной отметки – верха деревянных лежней, находящихся в основании фундаментов, сложенных насухо из валунного камня. Спасательные исследования проводились для дальнейшего укрепления фундаментов специалистами-реставраторами. Работы показали частично переотложенный характер культурных напластований, в которых был найден массовый и индивидуальный археологический материал. Здесь найдены фрагменты гончарной керамики, кости животных, фрагменты кожаной обуви, ножи, оклад иконы, монеты XVIII–XIX вв., нательный крестик XV в., костяной гребень, лапти, отходы косторезного производства, фрагменты изразцов.
Схема Архиерейского двора (Вологодского кремля) с указанием участка исследований и места находки
В ходе переборки с применением металлодетектора переотложенного культурного слоя у ворот Пятницкой башни была найдена наперсная иконка с редким сюжетом «Снятие с Креста и Положение во гроб».
Прорисовка найденной в Вологде иконки
Найденный образок изготовлен из сплава на основе меди методом литья. Предмет прямоугольной формы размерами 37×50х6 мм. По всему периметру лицевой стороны иконки идет узкий выпуклый бортик. В образованном им ковчежце рельефно изображен сложный, содержащий две сцены из цикла Страстей, иконографический образ «Снятие с Креста и Положение во гроб». В основе изображения иконки положено событие из Писания, когда Спаситель был снят с креста его тайным учеником Иосифом Аримафейским. Сразу же после снятия тела Христова с Креста последовало его оплакивание (изображено в нижнем правом углу иконки), в котором участвовали Богородица, Иоанн Богослов, праведный Никодим, Мария Магдалина, Иосиф Аримафейский и жёны-мироносицы – Мария Клеопова и Саломея.
Таким образом, центр основной композиции занимает восьмиконечный крест, с упавшим на руки Иосифу телом Христа. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает освобожденное от креста обвисшее тело Иисуса. Стоящая справа Богоматерь приближается к Христу, чтобы принять его на руки. Слева от креста размещены две ростовые фигуры – Иоанна Богослова и Марии Магдалины. Ниже коленопреклонённая фигура Никодима, вынимающего клещами гвозди из ступней ног Спасителя. Вверху, по углам образка, справа и слева от креста, изображены две погрудные фигуры скорбящих ангелов. На свободном поле ковчега образка между изображениями приставленной к кресту лестницы и фигуры Богородицы размещена монограмма, состоящая из двух углубленных букв «З» и «Ч».
Композиция «Оплакивание», размещенная в правом нижнем углу иконки, представлена изображением снятого с креста, спелёнутого и готового к погребению тела Христова, лежащего на терракотовой плите. Над Спасителем три скорбные склонённые фигуры Богородицы, Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского. В левом нижнем углу иконки изображена высеченная в скале раскрытая пещера-гроб, в которую пока ещё никто не положен. Все головы изображенных на иконке фигур окружены нимбами.
Рельеф иконки сглажен, моделировка фигур весьма схематична. По всем боковым граням предмета заметно присутствие неровностей металла в виде тонкого линейного шва, указывающего на то, что перед нами не оригинальная отливка, а вторичное воспроизведение имевшейся в распоряжении мастера-литейщика металлической двухстворчатой иконки-энколпия, лицевая сторона которой была сильно потертой. На верхней и нижней гранях образка присутствуют и выступы на местах основания оглавия и нижнего шарнирного соединения створок оригинала, а также остатки не спиленных литников. Это указывает, что данная отливка не использовалась по назначению, а могла служить либо в качестве матрицы, либо это производственный брак (оказалось не пролито оглавие). Оборотная сторона иконки гладкая.
Предполагаемая датировка иконки по стилистике и иконографии – XIV–XV вв. При этом следует учитывать технику её изготовления по модели, созданной на основе более древнего произведения мелкой пластики, что может «омолодить» саму отливку по сравнению с прототипом. Поэтому археологическая датировка предмета сдвигается до XV–XVI вв. Едва ли этот образок мог бытовать позже, поскольку относится к произведениям русской христианской металлопластики, отлитым в небольшом числе экземпляров и которые после Смутного времени не тиражировались вовсе.
Слева – вологодская находка, справа – иконка из собрания Государственного Эрмитажа (латунь, литье, XIII–XV вв.)
Сам сюжет «Снятие с Креста и Положение во гроб» – чрезвычайно редкий в медном литье. Просмотр корпуса известных произведений мелкой пластики позволил выделить наиболее близкую аналогию вологодской находке – литая иконка «Снятие с Креста» XIII–XIV вв. из собрания Государственного Эрмитажа (инвентарный номер – ЭРП-1096; номер по КП – КПГЭ 1957-1301).
Найденная в ходе археологических наблюдений при реставрации Пятницкой башни иконка, учитывая её датировку и место нахождения, вероятно имеет происхождение из среды предметов христианского культа, предназначенных для церковнослужителей Архиерейского двора, и является редким свидетельством его материального мира.
М.В. Чирков