Раскопки древнего Дербента: первые открытия

В августе 2024 г. Дербентская экспедиция Института археологии РАН завершает первую половину раскопочного сезона в крепости Нарын-кала. Финансирование работ взял на себя благотворительный фонд «Возрождение Дербента». Организационную и практическую поддержку работы экспедиции осуществляет Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. За прошедшие два с половиной месяца работ получены новые интереснейшие сведения об одном из важнейших участков этой крепости в месте размещения загадочного крестообразного в плане сооружения, использовавшегося в XVIII–XIX вв. в качестве водохранилища, снабжавшегося водой из горных источников.


Участок водопровода

За время проведенных исследований изучен культурный слой XVIII–XIX вв., мощность которого превышает 2 метра. В этом слое обнаружено и изучено 5 ниток водопроводов, сменявших друг друга: это были белокаменные лотки и глиняные водопроводные трубы, часть из которых подводили воду к южной ветви крестообразного водохранилища, тогда как другие предназначались для воды, которая из этого водохранилища поднималась для различных хозяйственных нужд.


Блюдо и кувшин в момент извлечения

Тем не менее, остается неясным, когда было построено крестообразное в плане сооружение. Этому мешают поздние каменные кладки, построенные вокруг него в XVIII–XIX вв. Удалось установить, что наиболее крупная и в то же время самая ветхая из кладок, выявленная при предшествующих раскопках (проводившихся еще в 2013 г.), принадлежит зданию, которое никогда не было построено – для него был заложен фундамент и уложены 1–5 рядов каменных блоков цоколя, после чего оно было заброшено и его стали разрушать прокладками водопроводов.


Слева: блюдо после реставрации
Справа: кувшины

Наряду с изучением остатков крестообразного сооружения, экспедицией проводились исследования на участке к западу от него, простиравшемся до каменной оборонительной стены крепости. Здесь удалось впервые в истории изучения Нарын-калы обнаружить обширную яму середины XVIII в., буквально переполненную разнообразной столовой посудой, среди которой имеются как местные изделия (кувшины, тарелки, чашки, блюдца), так и импортные – иранские и китайские блюда с художественной росписью. Часть сосудов имела лишь небольшие повреждения. Особенно интересно большое персидское блюдо с росписью, довольно точно копирующей китайский фарфор второй половины XVII в., широко импортировавшийся в страны Европы, а также Турцию и Иран. Подобные персидские подражания хранятся в крупнейших музеях мира, но не многие из этих музеев могут назвать происхождение своих коллекций или точное место находки того или иного блюда. По-видимому, в Нарын-кале посчастливилось обнаружить склад поврежденных сосудов, стоявших в XVIII в. на столе дербентского хана, резиденция которого тогда и в предшествующий период находилась в Нарын-кале.


Иранская чаша


Китайская фарфоровая тарелка

XVIII в. – бурное время в истории Дербента. В начале столетия, после Персидского похода под руководством императора Петра Первого, город на 10 лет (1723–1735 гг.) перешел во владение Российской империи. Это период документирован находками медных монет чеканки 1720-х гг. и обломком голландской курительной трубки (использование таких трубок в России было одним из нововведений Петра Первого). Впоследствии Дербент находился то в прямом подчинении Персии, то был столицей полусамостоятельного ханства, просуществовавшего до присоединения к России в 1813 г. Все это время Нарын-кала являлась резиденцией хана и не имела никакого иного населения. Поэтому вся найденная тут парадная посуда может расцениваться только как сервизы, украшавшие стол хана.

Дальнейшие раскопки позволят понять, как протекала история Дербента в более давние эпохи.

 В.Ю. Коваль