Начало суздальских сёл
Суздальская экспедиция ИА РАН проводит исследования на территории исторических сел в Суздальском Ополье с целью определения времени возникновения этих поселений, их первоначального облика и истории их развития от средневековья до новейшего времени. В качестве пилотного проекта для изучения выбраны четыре села ближайшей суздальской округи, письменная история которых восходит к первой половине XVI в. Археологические работы показали, что становление этих поселений относится к значительно более раннему времени: на территории трех из них (Гнездилово, Вышеславское, Туртино) зафиксированы культурные отложения и следы застройки второй половины XII – первой половины XIII в., а в четвертом (Глебовское) – и более раннего времени (конец X(?) – XI в). Поселения домонгольской эпохи и современные села связаны прямой исторической преемственностью: в шурфах, заложенных вблизи современных усадеб, присутствует керамика всех исторических периодов, документирующая продолжение жизни в течение по меньшей мере восьми с половиной столетий. Глубокая древность сельских поселений центра Суздальской земли установлена ранее проводившимися здесь археологическими разведками, однако специальные исследования на территории современных сел, ориентированные на детальное воссоздание их многовековой истории никогда не проводились. С учетом новых материалов, середина – вторая половина XII века для Северо-Восточной Руси открывается как время основания значительной части сел, составивших основной «каркас» исторической сети расселения. Полевые работы 2019 г. в Суздальском Ополье финансируются фондом «История отечества», в них принимают участие студенты вузов Москвы, Владимира, Иванова, а также волонтеры.
Село Глебовское. Суздальское Ополье
Исторические села – сложные объекты для археологического изучения, археологи редко и неохотно проводят полевые работы на их территории, полагая, что средневековые напластования здесь сильно разрушены современной застройкой и хозяйственной деятельностью. Обычные методы полевых работ на таких памятниках – поиски средневековой керамики на деревенских огородах, позволяющие определить место и примерные границы древнейших поселков. Программа работ на территории суздальских сел в 2019 г., помимо этой обязательной процедуры, включала закладку больших разведочных шурфов в разных частях поселений для выявления ненарушенных средневековых напластований и остатков построек, в каждом селе поставлено от 6-ти до 10-ти шурфов. Эти работы показали, что все четыре села изначально формировались как большие поселения, площадь которых во второй половине XII – XIII в. составляла от 8 до 15 га. Средневековые поселения в Гнездилове и Вышеславском были привязаны к верховьям оврагов, очевидно, находившиеся здесь родники служили источником водоснабжения, древняя застройка располагалась по обе стороны оврагов. На поселениях выявлены остатки больших четырехугольных котлованов – подполий жилых построек, хорошо знакомых археологам по раскопкам в средневековых городах, в том числе в Суздале и Владимире. Все четыре поселения пережили монгольское нашествие: в шурфах выявлены керамика и находки второй половины XIII – XV в., залегающие примерно на тех же участках, что и более ранние. Часть находок относится к XVI в. – ко времени первых упоминаний поселений в документах. Судя по грамотам 1530–1550-х гг., связанным с земельными пожалованиями и судебными делами, все четыре села в это время представляли собой крупные поселения с собственными сельскими старостами, приходскими храмами и священниками. В это время они были во владении суздальского архиерейского дома (Гнездилово, Туртино, Глебовское) и суздальского Покровского монастыря (Вышеславское). Основываясь на археологических материалах, можно полагать, что пространственная организация сел претерпела существенные изменения в XVIII в.: территория их расширилась, сформировалась новая планировка с расположением усадеб вдоль широких улиц, участки, занятые усадьбами в предшествующее время, частично оказались за пределами застройки на открытых пространствах в центре села.
Фрагмент амулета-змеевика, находка 2019 года. XII–XIII вв. Суздальское Ополье
Среди находок из шурфов, помимо обычных предметов, характеризующих хозяйственную деятельность и повседневную жизнь сельских поселений (ножи, оселки, пряслица, кресты-тельники, стеклянные браслеты, металлические украшения женского костюма), есть несколько неожиданных артефактов, в том числе целая шпора из Гнездилова. Этот предмет, связанный с воинской средой, относится к XIII–XIV вв. и представляет исключительный интерес: показывает, что среди жителей Гнездилова в этот период были не только крестьяне, но и лица более высокого статуса, занятые военным делом.
Шпора. Гнездилово, Суздальское Ополье
Информативность материалов, полученных в результате точечной шурфовки, зачастую воспринимается как невысокая, дающая весьма общие представления о памятнике. Это не совсем верно. Так, в шурфах в селе Глебовское удалось проследить непотревоженные слои X–XI вв., насыщенные раннекруговой керамикой, и слои I тыс. н.э. с лепной керамикой. Последняя находка особенно важна, так как напластования этого времени, в силу особенностей материальной культуры и археологизации поселений, наиболее уязвимы при интенсивной распашке.
Фрагменты лепной и раннекруговой керамики. Глебовское, Суздальское Ополье
Исследование культурных отложений на территории современных сельских поселений путем закладки серий шурфов широко практикуется в настоящее время в ряде европейских стран, в том числе в Великобритании, Нидерландах как один из методов оценки преемственности и разрывов в историческом расселении и динамики развития поселенческих структур. Координатор этих работ, профессор Каренза Льюис из Линкольнского университета рассматривает их также как один из способов привлечения общественного интереса к местной истории и приобщения жителей исторических сельских поселений к охране археологических памятников и культурных ландшафтов. В то же время эти работы позволяют увидеть средневековую колонизацию Европы как общее историческое явление, важной составляющей которого было формирование больших стабильных сельских поселений.
Слева: крест-энколпион. XII–XIII вв. Суздальское Ополье
Справа: крест-квадрифолий, украшенный эмалью. XII–XIII вв. Суздальское Ополье
Помимо изучения исторических сел Суздальская экспедиция в 2019 г. продолжает поиски и обследования археологических памятников за пределами современных населенных пунктов в Суздальском Ополье. Обследовано около двух с половиной десятков средневековых селищ, десять из них выявлены впервые. Находки, собранные при обследовании этих памятников, включают бытовые вещи, орудия труда, украшения костюма и предметы христианского культа X–XV вв. Полевые работы 2019 г. пополнили коллекции крестов-энколпионов XII–XIII вв., крестов-тельников, декорированных эмалью, амулетов-змеевиков, несущих на одной стороне христианское изображение, а на другой – змеевидную композицию (изображение Горгоны). Редчайшей находкой является обнаруженная на одном из селищ деталь навершия рукояти меча, инкрустированная серебряным декором. Находки клинкового оружия и его фрагментов, относящиеся к домонгольскому времени, исключительно редки на археологических памятниках, в Суздале и его округе таких находок ранее было известно лишь 2 (навершие рукояти меча и клинок сабли из раскопок в Суздале). Новая находка, предварительно датированная XI в., подкрепляет сделанные ранее наблюдения о присутствии «усадеб знати» на суздальских селищах и дает новый импульс для их поиска.
Навершие меча с фрагментами серебряного декора
Суздальское Ополье – единственная историческая область средневековой Руси, где в настоящее время ведется систематическое выявление и обследование средневековых сельских поселений с интеграцией полученных данных в единую базу данных. За 19 лет исследований обследовано около 380 средневековых поселений. Археологические работы на территории современных сел важны не только для детализации картины средневекового расселения, но и для осознания исторического содержания сельских ландшафтов Ополья, преемственности сельской жизни, сложности ее изначальной основы. Результаты полевых работ 2019 г. показывают, что археологический потенциал этой территории не исчерпан, поддержка фонда «История Отечества» позволяет развивать новые направления этого проекта привлекать к нему студентов-гуманитариев, в том числе тех, кто связывает свое профессиональное будущее с археологией.
Н.А. Макаров
А.Н. Федорина