Исследования на Саровском городище в 2018 году
Осенью Волжской экспедицией Института археологии Российской Академии наук завершились исследования на Саровском городище. Раскопки проводились на участке восстановления соборного храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» на территории Успенского мужского монастыря – Саровская пустынь в г. Сарове Нижегородской области.
Вид на Саровский монастырь с правого берега р. Сатис
Саровское городище известно как крупнейшее средневековое укрепленное поселение мордвы XII–XIII вв. общей площадью ок. 44 га. Оно имело пять линий оборонительных сооружений. Памятник исследовался в 1990-е – начале 2000-х гг. Н.Н. Грибовым и Н.В. Ивановой, которыми за 6 лет было раскопано около 900 кв. м на разных участках городища.
Стоит отметить, что работы 2018 г. стали не только самыми масштабными на городище, но и самыми крупными на поселенческих памятниках мордовских племен. В ходе работ была изучена площадь чуть более 1500 кв. м.
Индивидуальные находки эпохи средневековья: 1, 2 – бусы и подвески из полудрагоценных камней; 3, 4 – сюльгамы; 5, 8 – кольцевидные застежки; 6, 7 – костяные амулеты; 9 – фрагмент орнаментированной костяной проколки: Индивидуальные находки эпохи средневековья: 1 – костяное навершие плети; 2, 3 – орнаментированные глиняные пряслица
Культурные напластования эпохи средневековья за пределами современных перекопов и архитектурных сооружений характеризуются хорошей сохранностью и большим количеством находок. Обнаружены предметы, всесторонне характеризующие материальную культуру мордовского населения. Они представлены навесными замками и железными ключами, глиняными и каменными пряслицами, ножами, пинцетом, лопастными и кольцевыми сюлгамами, бубенчиками, массивными литыми браслетами, фрагментом стеклянного браслета, костяными и металлическими амулетами, полными профилями глиняных горшков, а так же многочисленными фрагментами металлических котлов и др. Ряд находок свидетельствует об особом социальном и административном статусе Саровского городища в регионе – наконечники копий, гарда от сабли, многочисленные накладки и детали поясной гарнитуры и др. Впервые отмечена особенность материальной культуры мордовских племен. Значительное число среди индивидуальных находок периода средневековья составляют бусы из полудрагоценных камней – хрусталя, сердолика и др. Их доля достигает более 20%. Данный факт является отражением особенностей развития торговых и экономических отношений населения городища.
Фрагменты расписных мордовских сосудов
На территории раскопа изучены остатки нескольких жилищ, три из которых сгорели в пожаре, о чем свидетельствует большое количество древесного угля и расчищенные сгоревшие деревянные конструкции. В одной из построек на дне обнаружены частично обожженные останки человека, расположенные не в анатомическом порядке. Они располагались вперемежку с костями животных. Так же в слое залегания костей были найдены детали костюма, украшения, различные бытовые предметы и костяное навершие для плети. Наиболее вероятно, данные материалы являются свидетельством штурма городища. В предыдущие годы на разных участках памятника находили не захороненные останки человеческих костяков, имеющих следы травм, нанесенных холодным оружием. По мнению Н.Н. Грибова, разгром городища произошел в 1-й половине XIII в.
Останки человека и животных в постройке, погибшей в пожаре
После гибели города его территория на несколько веков запустевает и только в конце XVI – начале XVII в. здесь основывается Саровская пустынь, получившая впоследствии широкую известность как важный духовный центр России, неразрывно связанный с именем преподобного Серафима Саровского.
Первым храмом построенном в монастыре стала деревянная церковь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», которая в середине XVIII в. была разобрана и выстроена из кирпича. Каменный храм просуществовал до 1954 г., когда был взорван. Одной из основных задач работ этого сезона была расчистка и изучение фундаментов кирпичного храма.
Благодаря тому, что храм был раскрыт полностью, удалось выделить основные этапы его строительства и проследить строительные приемы, использовавшиеся при сооружении фундаментов в различные периоды. Изучение фундаментов и анализ письменных источников позволяет выделить три этапа развития и сложения архитектурного комплекса храма Живоносного Источника.
Общий вид раскопа на уровне завершения работ: схема этапов строительства храма Живоносного Источника
Первый этап связан со строительством основного объема храма Живоносного Источника размерами по внешней границы фундаментов 20,6 х 31,7 м. По центру к западной стене основного объема храма примыкало западное крыльцо, имевшее сложное устройство. От него сохранилось три поперечных фундамента. К северной стене основного объема храма примыкало северное крыльцо. Позже, вероятно, в начале XIX в. по всей длине западной стены храма был пристроен притвор шириной 7,2 м. Третий этап строительства связан увеличением объема и размеров западного притвора на ширину 8,5 м. В процессе увеличения притвора храм приобрел свои окончательные размеры, которые составили 20,6 х 47,6 м. В северо-западной части вновь возведенного притвора был устроен фонтан, символизировавший собой Живоносный Источник. На месте его расположения была расчищена конструкция, сложенная из красного кирпича на известковом растворе, предназначенная для отвода воды за пределы храма из фонтана.
Устройство для отвода воды из фонтана за пределы храма
В процессе исследований были изучены напластования и объекты периода функционирования монастыря XVIII – начале XX в. Находки этого времени составляют небольшую группу и представлены стеклянными флакончиками под лампадное масло, железными обувными подковками, монетами, зубной костяной щеткой и др.
Среди данных находок особо стоит отметить еще два предмета. Первая находка связана с одним из наиболее знаковых событий в истории Саровской обители – канонизация преподобного Серафима Саровского в 1903 г. В торжественных мероприятиях принимала участие императорская семья. В память об этом была изготовлена памятная доска из мрамора, на которой золотыми буквами высечена надпись в честь этого события. Вторая находка – обломки камня для изготовления литографий. Хотя сохранилось только несколько небольших обломков, удалось определить дату изготовления и изображение. Это один из наиболее распространённых сюжетов в иконографии Серафима Саровского – «Моление на камне». Сам камень изготовлен в 1874 г. Известно, что в Дивеевском монастыре, расположенном в нескольких километрах от Сарова, существовала своя собственная мастерская по изготовлению литографий. Но тонкость изображения, проработанность деталей, позволяют говорить, что камень был изготовлен в Санкт-Петербургской или Московской мастерской.
1 – памятная мраморная доска; 2 – камень для изготовления литографий
В 1927 г. монастырь был закрыт. В помещениях церкви располагались различные учреждения, ее цокольный этаж, первоначально, использовался как склад, а затем в 1940-х гг. был переоборудован под столовую, получившую известность у местных жителей под наименованием «Верёвочка» (по форме гипсовой лепнины, которой украсили внутренне помещение). В алтарной части была обустроена кухня, сооружена кирпичная печь и бетонные ванны. Пол в подвальных помещениях был углублен и облицован плиткой.
Согласно письменным, иллюстративным и фотографическим источникам рядом с храмом существовал не большой некрополь, где погребались монашествующие и благотворители монастыря.
Детали гипсовой лепнины, украшавшей помещение в столовой во 2-й половине 1940-х гг. – 1954 г.
В непосредственной близости от стен храма с северной, восточной и южной сторон было исследовано 21 захоронение, относящееся к периоду XVIII – середины XIX в. Из исследованных погребений, девять совершены в кирпичных склепах различной конструкции. Все остальные захоронения были сделаны в грунтовых могильных ямах. В двух случаях в одной могильной яме было исследовано по три разновременных погребения, расположенные одно над другим, что может указывать на родственные связи погребенных.
Процесс расчистки погребения
Интересной находкой, связанной с некрополем, является белокаменное надгробие, конца XVIII в. В клеймах на боковых сторонах надгробия высечена надпись «… 1784 года декабря дня преставился раб Божий лейб-гвардии Измайловского полку прапорщик Дмитрий Александрович Соловцов, родился в 1762 году в сентябре месеце. Жития ему было 22 года и 3 месяца».
1 – белокаменное надгробие Дмитрия Александровича Соловцова; 2 – боковые клейма на надгробии
В одном из кирпичных склепов, расположенных к востоку от апсиды храма, были расчищены мужское и женское захоронения. На мужском индивиде сохранились фрагменты военного мундира с эполетами. У каждого погребенного в районе кисти правой руки было обнаружено по одному золотому обручальному кольцу с выгравированной надписью на внутренней стороне – «Л.Ф.К.Г. Б.В.П. ноября 4 дня 1817.» у мужского захоронения и «Б.В.П. Л.Ф.К.Г. ноября 4 дня 1817» у женского.
Золотые обручальные кольца
Анализ письменных источников, находки военного мундира и двух обручальных колец позволяют надежно идентифицировать погребенных. В склепе были погребены генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуектов (1.07.1779 – 6.10.1843) и его супруга княгиня Любовь Федоровна Гагарина (1793 – 21.04.1862). Борис Владимирович известный военный деятель 1-й половины XIX в., участник Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода. Его портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге среди трехсот тридцати двух портретов военачальников русской армии-участников кампаний 1812–1814 гг.
1 – Захоронения Бориса Владимировича Полуектова (1.07.1779 – 6.10.1843) и княгини Любови Федоровны Гагариной (1793 – 21.04.1862); 2 – фрагмент военного мундира Б.В. Полуектова
Дальнейшее камеральное изучение полученных материалов позволит более ярко и детально изучить историю и археологию г. Сарова в эпоху Средневековья – Новое время.
С.И. Милованов, Н.А. Баранов, О.В. Зеленцова, С.В. Сазонов (ИА РАН)
В.А. Степашкин (МБУК «Городской музей» г. Саров)