Из новейших открытий археологов ИА РАН

Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН несколько лет ведет раскопки церкви Андрея Юродивого на Ситке, руины которой располагаются на юго-восточной окраине Великого Новгорода и в настоящее время полностью скрыты под землей. В этом году археологи раскрыли восточную, алтарную, часть церкви, кладка которой сохранилась на высоту более чем 2 м. Работы 2018 г. велись при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-09-00357 А).


Раскрытая в 2018 году восточная часть церкви Андрея на Ситке

Храм стоит на государственной охране как федеральный памятник архитектуры, консервация и дальнейшая музеефикация его руин вполне осуществима, как осуществимо и восстановление церкви по примеру недавнего восстановления Успенского храма на Волотовом поле или послевоенной реставрации с докомпоновками сразу нескольких новгородских памятников XII–XIV вв. Однако сразу после археологических исследований раскрытые стены Андреевской церкви будут опять засыпаны землей и скрыты от глаз – это единственный на данный момент способ сохранить остатки сооружения.


Ситецкий холм. Аэрофотосъемка 2018 года

Руины церкви Андрея находятся в стороне от шоссе на церковь Спаса на Нередице и Рюриково Городище. Эти новгородские окраины густо изрезаны многочисленными водными протоками, между которыми на невысоких холмах в древности располагались монастыри: Шилов, Коломецкий, Сковородский, Аргамаков, Лядский, Нередицкий, Кириллов, Ковалев и Сокольницкий. Сейчас в панораме этого новгородского пригорода, соседствующего с Торговой стороной, присутствуют только Нередицкая церковь и храм Спаса на Ковалеве. Ситецкий монастырь был расположен на берегу Волховца также на не затопляемом в весеннее половодье холме. Отсюда открывается панорама Славенского конца Новгорода. Ближайшим к Ситецкому был Кириллов монастырь – их постройки были видны друг от друга до войны. Сейчас о Кирилловом монастыре напоминает только аллея из плакучих ив, идущая от Ситецкой переправы.


Панорама юго-восточных окрестностей Новгорода с юга. Дореволюционная фотография из архива ИИМК

До Великой Отечественной войны постройки обоих монастырей еще существовали. От конца XIX – первой половины XX в. сохранились фотографии церкви Андрея, хранящиеся в Музее архитектуры и фототеке ИИМКа. В августе 1941 г. здания Кириллова и Ситецкого монастырей были разрушены артиллерийским огнем. В 1960-х гг. сотрудники Новгородских реставрационных мастерских сняли план с еще сохранявшихся над землей руин храма. До 1980-х гг. сохранялся «зуб» кладки, оставшийся от церкви Андрея – ее северо-восточный угол. Не законсервированный, он продолжал разрушаться. В то время, когда на храм пришли археологи, над землей кладки уже не было видно.


Раскрытая в 2018 году восточная часть церкви Андрея на Ситке

История каменного храма Андрея по летописи начинается в 1371 г. Он был сооружен из камня, вероятно, на месте деревянного храма в уже существовавшем к этому времени монастыре. Заказчиком его, по данным новгородских летописей, была Наталья, которую исследователи связывают с Натальей – матерью заказчика церкви Федора на Федоровой улице, тысяцкого Семена Андреевича. Храм был построен в память о муже Натальи, отце Семена Андреевича. С его именем связано редкое посвящение храма – преподобному Андрею Юродивому (Константинопольскому или Царьградскому).


Апсида храма Андрея на Ситке

Впервые житие Юродивого было переведено на Руси на рубеже XI–XII веков и получило большую популярность – известно более 200 (двухсот) его списков. Второй славянский полный перевод жития был сделан, как считают исследователи, не позднее XIV в. в Сербии, но он не получил такого широкого распространения на Руси, как первый. Память блаженного Андрея на Руси приурочена к празднику Покрова Богородицы и отмечается 15 октября (2 октября по старому стилю). Сообщение жития о видении Андрею Богоматери во Влахернском храме и простертом над молящимися в храме омофоре послужило, собственно, основой для установления князем Андреем Боголюбским в XII в. праздника Покрова Богородицы.

Наиболее полный и древнейший список жития юродивого находится в рукописи, хранящейся в РГАДА, и датируется он второй половиной XIV в. – не исключено, что он связан с новгородским Ситецким монастырем. Предположительно с ним же связана икона XVI в. из собрания Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития; этот образ В.Н. Лазарев связывал с работами круга Дионисия. А в последнее время исследователи приписывают икону кругу произведений мастерской новгородского Архиепископа Макария и датируют концом 30-х – началом 40-х гг. XVI в.

Ситецкий монастырь упоминается несколько раз в летописях. В шведскую оккупацию, в 1611 г., он был крайне разорен, но сохранил свои постройки – церковь Андрея и деревянную церковь Вознесения с трапезной. Есть данные о возобновлении монастыря в XVII в.; в XVIII в. монастырь сначала был приписан к новгородскому архиерейскому дому, а в 1776 г. – к Кириллову монастырю. Данные XVIII в. свидетельствуют о том, что в монастыре в это время, кроме каменной Андреевской церкви, были деревянная, сменившая посвящение, Покровская трапезная, деревянная же колокольня, кельи и ограда.


Вид на церковь и мельницу. Дореволюционное фото из архива ИИМК

К началу XX века от монастыря сохранялась только церковь Андрея и небольшая деревянная постройка, мельница, как обозначил ее в своих зарисовках П.П. Покрышкин. В 1931 г. специальной комиссией церковь была закрыта как бесхозная и было принято решение использовать здание под пороховой склад, в связи с чем было рекомендовано зашить окна и обнести храм колючей проволокой. В 1941 г., как уже было сказано, храм был разрушен.

Представление об архитектуре храма, дошедшего до 1940-х гг., можно составить по фотографиям, а также архивным описаниям. Церковь Андрея была четырехстолпным, одноабсидным, одноглавым сооружением, этими признаками схожая с «классическими» новгородскими храмами второй половины XIV века. Кубический объем храма на фотографиях перекрыт на четыре ската, над которыми возвышается крупный круглый барабан хороших пропорций, но лишенный окон, потому что и барабан и вся церковь зашита снизу доверху побеленными железными щитами. Эта броня скрывает не только гипотетический декор храма, пластику стен, но и древние окна. Хотя первоначальных окон, по всей видимости, не было и под щитами, они, видимо, были заложены параллельно с растеской новых окон в XVI–XVII вв.

Проведенные на храме в течение нескольких лет археологические работы позволили скорректировать представление о его архитектуре. Изменилась конфигурация подкупольного пространства храма – столбы больше раздвинулись к стенам, освобождая центральное пространство камерного храма, а боковые ячейки сузились. Обнаружен первоначальный южный портал храма, определено отсутствие северного портала. Исследован фундамент сооружения и выяснено, что он имеет исключительную глубину – не менее 7 рядов средних валунов. Причины, побудившие зодчих заложить такой глубокий фундамент, еще предстоит выяснить, но пока можно констатировать, что в исследованных памятниках этого времени таких глубоких фундаментов нет. 

Церковь Андрея на Ситке. Дореволюционная фотография из архива ИИМК и графическая реконструкция храма Андрея на Ситке

На основе аналогий с близкими памятниками и полученными археологическими результатами можно предложить вариант графической реконструкции здания. Фасады могли завершаться ползучими арочками – как на церкви Иоанна Богослова на Витке, например, или простыми арочными обводами – как в церкви Успения на Волотовом поле, фасады которой, правда, лишены лопаток. Перекрытие храма могло быть как восьмискатным, так и полопастным. Мы предлагаем в качестве наиболее вероятного варианта реконструкцию фасадов с ползучими арочками и восьмискатным покрытием сводов. Сравнивая план Андреевской церкви с планами близкими по времени храмов нельзя не заметить, что его размеры сильно отличаются в сторону уменьшения от больших новгородских храмов – шедевров новгородской архитектуры Преображенского на Ильине улице и Федора Стратилата. С этой точки зрения, конечно же, наш храм примыкает к группе малых монастырских церквей. Однако если принять во внимание ту особенность устройства внутреннего пространства Андреевского храма, которая еще более заострилась после раскопок, – отступ столбов к стенам и высвобождение подкупольного пространства, то нужно констатировать, что тогда Андреевский храм ближе всех остальных малых монастырских храмов стоит к Федору и Спасу на Ильине. И по этому признаку является просто полной уменьшенной копией церкви Федора Стратилата, что соотносится и с обстоятельствами заказа монастырского храма.

Место переправы к Кириллову монастырю сейчас уже забыто, хотя на дореволюционных панорамах новгородских окрестностей эти два монастыря: крупный, масштабный Кириллов и скромный, камерный Андреевский, «держат» весь окружающий пейзаж. Равнинная местность правобережья Волхова размечена с помощью этих построек вертикальными ориентирами. Восстановление одной из дореволюционных вертикалей расставит культурно-топографические вехи заболачиваемой территории. 

Приспособление руин древних сооружений для музейного показа все чаще в последнее время происходит в областях, обладающих древними архитектурными и археологическими памятниками. В Новгороде в 2016–2017 гг. был воплощен в жизнь масштабный проект музеефикации руин церкви Благовещения на Городище XII–XIV вв. Руины церкви Андрея, находящиеся немного в стороне от шоссе на Городище, могли бы стать еще одним значительным музейным объектом в туристическом маршруте по юго-восточным окрестностям Великого Новгорода. В такую туристическую программу, помимо домонгольских памятников – церкви Спаса на Нередице и Благовещенской городищенской церкви, мог бы быть включен и храм эпохи расцвета средневекового боярского строительства – церковь Андрея Юродивого на Ситке.

М.В. Вдовиченко

Новость в СМИ:

Пресс-релиз Института археологии РАН

http://tass.ru

http://www.interfax.ru

https://www.gazeta.ru

https://indicator.ru

https://rg.ru

https://foma.ru