В канун Дня археолога 2015

В 2015 г. Ростиславльская экспедиция продолжала исследования городища средневекового Ростиславля Рязанского в Озерском районе Московской области. Наряду с объектами периода существования этого города (XII–XVI вв.), предметом особого внимания экспедиции было изучение городища раннего железного века (рис. 1), расположенного на оконечности мыса, занятого Ростиславлем. Исследования (рис. 2) проводятся здесь уже 17 лет. За это время была проведена полная прорезка вала древнего городища, изучена половина его площадки. Однако главным объектом исследований остается «длинный дом» раннедьяковской эпохи (III–I вв. до н.э.) – жилая постройка, вытянутая вдоль края площадки, обращенного к реке Оке. Длина этого дома превышала 40 м, ширина – около 3 м. Дом был разделен на отсеки, в каждом из которых размещался очаг. От стен дома сохранились канавки со следами небольших кольев (рис. 3) – судя по этому, конструкция стен была близка плетню, обмазанному глиной. Во всяком случае, ни малейших следов срубных конструкций здесь не обнаружено. Пол дома был земляной, но он периодически подмазывался светлой глиной, которую, вероятно, приносили с берега Оки. На поверхности пола зафиксированы прослойки из остатков трав, тростника и мелких веток, которые могли быть следами настилов от древних «постелей». К сожалению, нет никаких сведений о кровле дома, но, учитывая конструкцию стен, она, вероятно, также состояла из веток или соломы. Внешне этот дом мог выглядеть примерно так же, как подобные же крупные постройки, известные по раскопкам поселений эпохи бронзы, раннего железного века и эпохи викингов по всей Центральной Европе.

Исследования «длинного дома» на Ростиславле беспрецедентны по полноте и подробности, а также по широте привлечения естественнонаучных методов. Из дома происходит огромная остеологическая коллекция, собраны десятки археоботанических образцов (для карпологических и палеоботанических исследований), проведено радиоуглеродное датирование. Изучалось заполнение постройки и с позиций палеопочвоведения. В настоящее время это наилучшим образом изученный «длинный дом» дьяковской культуры.

В 2015 г. изучение «длинного дома» вступило в завершающую стадию – исследовался его северный край, сохранившийся в наименьшей степени (в связи с эрозией склона в Новое время). Тем не менее, тут удалось зафиксировать след от его западной стены и собрать интересную коллекцию находок, среди которых преобладали костяные орудия (рис. 4-7) – наконечники стрел и гарпунов, костяные ножи, проколки, струги (изделия из лошадиных ребер для обработки кожи), целый кочедык для плетения изделий из лыка и кожи. Немало также собрано керамических изделий (обломков грузиков для ткацкого станка, бусин, обломков сосудов). Эти находки существенно пополнят коллекцию орудий и оружия, полученную при раскопках прошлых лет.

В отличие от раннедьяковской постройки, сооружения позднедьяковского времени здесь сохранились гораздо хуже, поскольку культурный слой этого времени был сильно переработан в средневековье, когда площадка древнего городища была плотно застроена. Однако даже в сильно поврежденном слое обнаружены неплохо сохранившиеся бронзовые украшения (рис. 8, 9). Напомним, что в прошлом году в этом же слое была найдена фибула с эмалями – первая находка такого рода с Ростиславльского городища. Фибула производит впечатление довольно грубого подражания классическим изделиям круга варварских эмалей Восточной Европы, однако она явно попала на городище из одного из тех центров, которые снабжали лесостепную и лесную зону Русской равнины подобными изделиями. Отсутствие на Ростиславле большого числа подобных находок (в т.ч. кладов, известных в других местах) свидетельствует о том, что население городища в эпоху Великого переселения народа не пережило массовой гибели и смогло сохранить большую часть своих сокровищ.

Совершенно удивительным оказалось также открытие за пределами дьяковского городища (в 50 метрах от его вала), уже на основной площади средневекового города, крупной (5 х 5 м) постройки позднедьяковской эпохи, слегка врезанной в материк. Несмотря на то, что постройка была повреждена тремя ямами XIV века, она сохранилась на ¾ своей площади. В центре постройки зафиксировано пятно прокала, маркирующее местоположение некогда существовавшего тут очага. Датировка постройки установлена в пределах IV–V вв. н.э. по находкам чернолощеных пряслиц с широкими отверстиями (наиболее широко известны такие пряслица из ареала мощинской культуры) и керамике из формовочной массы с примесью шамота.

В. Ю. Коваль, Е. Ю. Тавлинцева


Рис. 1. Ростиславльское городище дьяковской культуры


Рис. 2. Рабочий момент на раскопе


Рис. 3. След в материке от стены длинного дома


Рис. 4. Костяной гарпун



Рис. 5. Костяная заготовка гарпуна



Рис. 6. Костяной кочедык



Рис. 7. Костяной нож



Рис. 8. Бронзовое украшение позднедьяковской эпохи 



Рис. 9. Шумящее бронзовое украшение позднедьяковской эпохи