Гороховецкие храмы

Соборные храмы Флорищевой пустыни и Гороховца

В 2018 г. началась работа над исследовательским проектом «Покровский собор в Измайлове и храмы нового типа второй половины XVII века» при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18–012–00580). Среди полутора десятка храмов, входящих в исследуемый перечень, два храма – Успенский собор Флорищевой пустыни и Благовещенский собор Гороховца – связаны между собой строительной историей.

Благовещенский собор Гороховца (слева) и Успенский собор Флорищевой пустыни (справа) – виды с юго-востока. Фото автора, 2013 г.

Архитектурное лицо этого средневекового города можно считать совершено уникальным в силу сразу нескольких причин. В первую очередь потому, что ансамбль каменных сооружений появился в очень короткий по историческим меркам период – за 25–30 лет во второй половине XVII в. и самом начале XVIII в.  Во-вторых, потому, что ансамбль хорошо сохранился, что помогает более полно оценить его художественные свойства, и, в-третьих, плотность каменных памятников XVII в. в Гороховце такова, что позволяет разносторонне представить себе художественную сторону жизни позднесредневекового города.

Типологический каталог каменных зданий Гороховца содержит практически все известные архитектуре XVII столетия позиции: несколько типов каменных палат, бесстолпные церкви, ярусные шатровые колокольни и столпные соборы. Все типологическое древнерусское разнообразие присутствует в гороховецкой каменной архитектуре.

В конце XVII столетия в Гороховце серьезными темпами идет церковное строительство: посадские и монастырские церкви и другие монастырские здания. Наивысшей ступенью в иерархии русской средневековой церковной архитектуры является столпный собор, возведение которого связано с определенными трудностями, и было доступно только очень состоятельным заказчикам. В Гороховце и в недалеком пригородном монастыре в конце столетия было сооружено два четырёхстолпных собора.

Благовещенский собор Гороховца (слева) и Успенский собор Флорищевой пустыни (справа) – виды с юга. Фото автора, 2013 г.

Флорищева пустынь, небольшая и совсем не древняя обитель, была основана на окраине Владимирской епархии, недалеко от Гороховца, на высоком берегу реки Лух, на так называемых Флорищевых горах в середине XVII в. Местность между Владимиром и Нижним Новгородом и по сей день, как и в XVII в., находится в стороне от федеральной трассы и выглядит затерянной в сосновых лесах и болотистых низменностях. Как и некоторые другие монастыри, основанные в XVII в., Флорищева пустынь имеет собственную летопись, сохранившуюся и литературно обработанную историками XIX века. Благодаря монастырскому архиву мы получили подробно документированную начальную историю обители.

1651 г. датирована грамота патриарха Иосифа, благословляющая монахов освятить первую деревянную церковь Успения с пределом Ефрема Сирина. В 1653 г. в обители появляется человек, с именем которого связан последовавший расцвет монастыря, в частности, и возведение каменного собора. Во Флорищеву пустынь, прослышав о ее уединенном расположении, пришел 22-летний инок Илларион, человек, обладавший многими талантами и волей для претворения в жизнь своих идей, молодой подвижник, впоследствии сделавшийся Суздальским митрополитом.

Благословенная грамота на постройку собора от патриарха Иоакима датирована январем 1678 г., к тому же году относятся грамоты царя Федора Алексеевича о предоставлении необходимых строительных материалов во Флорищеву пустынь. Закладка собора осуществилась осенью 1680 г., а 30 сентября 1681 г. произошло торжественное освящение храма в присутствии самого царя Федора Алексеевича.

Затерянная обитель смогла начать большое каменное строительство благодаря особой заинтересованности Федора Алексеевича. С этим обстоятельством связан и выбор образца для собора, и работа на постройке квалифицированных каменщиков, и участие в последующей росписи собора мастеров Оружейной палаты. Успенский собор представляет собой ближайшую аналогию Покровскому собору Измайлова (1671–1679 гг.) и по качеству приближается к столичным постройкам времени Федора Алексеевича.Стройный кубовидный четверик собора (20,5 х 23,5 м) традиционно разделен лопатками – по три прясла на каждом фасаде. Прясла по ширине равны между собой и заканчиваются закомарами, приближающимися по форме к правильным полуциркульным очертаниям. С трех сторон в храм ведут арочные крыльца на круглых столбах (как в Измайлове). Алтарная часть состоит из трех невысоких абсид, разделенных тонкими колонками. Четверик перекрыт четырехскатной кровлей, под которой в простенках между закомарами помещены окошки, освещающие чердачное помещение. Пятиглавие решено в традиционном древнерусском ключе, с выделением центрального барабана. Собор обладает хорошо продуманной системой пропорционирования и выразительным силуэтом.


Успенский собор Флорищевой пустыни (слева) и 
Покровский собор Измайлова (справа). Планы

Своды четырехстолпного храма поддерживают круглые столбы на постаментах с разработанными кубовидными капителями. Система разноуровневых крестовых сводов опирается на пониженные подпружные арки, отсеченные от стен профилированным карнизом в их основании. Боковые барабаны поставлены на дополнительные малые арочки, придающие вытянутым компартиментам квадратную форму. При переходе к круглым барабанам в восточных ячейках использованы тромпы, а в центральном и западных – паруса. Внутренняя структура храма менее регулярна, чем наружные деления четверика. Столбы расставлены таким образом, что выделяют центральный неф и два восточных поперечных трансепта, образуя под центральным барабаном и над амвоном идеальные квадратные компартименты, при том, что боковые ячейки вытягиваются в продольном направлении. Южная абсида поделена на два этажа, отсюда начинается лестница на своды здания, идущая в толще восточной стены. Свет поступает из больших арочных окон, размещенных в два уровня, причем верхний оконный ряд опущен много ниже сводов, давая обильный свет лишь в нижнюю часть внутреннего пространства. Центральную абсиду освещают три окна, боковые – по одному, верхний свет поступает из пяти барабанов, выходящих в интерьер.

Внешний декор Успенского собора довольно сдержан. Отсутствие наличников на соборных окнах восполняется характерным приемом: помещением оконных проемов одного прясла стены в единую вытянутую арочную нишу, из-за чего верхний оконный ряд опускается многим ниже поля закомар, и уровень сводов внутри храма оказывается несколько затемненным. Этот прием впервые был использован зодчими Покровского собора в Измайлове. По верху абсид Успенского собора проходит резной ж-образный фриз из фигурного кирпича, характерный в нижегородском Поволжье, а также изящный городчатый фриз, раскрепованный на колонках. Барабаны декорированы простой по форме аркатурой, состоящей из колонок с базами и капителями, обрамляющих окна, и пологих арочек, соединяющих их.

Успенский собор Флорищевой пустыни (слева) и Покровский собор Измайлова (справа). Прясла стен. Фото автора, 2013 г.

В композиционной и декоративной структуре Успенского собора отчетливо видны два направления, связывающие монастырский храм с важными столичными памятниками. На счет влияния Покровского собора Измайлова можно отнести общую объемно-пространственную композицию, выбранный тип собора, размеры, отдельные декоративные элементы, например, объединяющая фасадные окна арочная ниша. В то же время, отчетливо прослеживается иное влияние, связанное, по-видимому, с Успенским собором Московского Кремля или со Спасским собором Нижнего Новгорода, и обнаруживаемое в круглых столбах с кубовидными капителями, крестовых сводах, внутристенной лестнице в алтарной части, а также простой по форме аркатуре на барабанах.

Через 20 лет после строительства собора во Флорищевой пустыни в Гороховце, на средства местного богатейшего купца, члена гостиной сотни, Семена Ершова был построен городской каменный Благовещенский собор, сменивший деревянную церковь. Храм был освящен в 1700 г. (эта дата приведена практически во всех исторических работах. Только в рукописной метрике Благовещенского собора 1887 г. датой основания храма назван 1709 г. (ОР НА ИИМК РАН); Ушаков Н.Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир: Б. и., 1913. С. 427–429). Историки представляют обстоятельства его постройки как результат соперничества главнейших купеческих кланов Гороховца – Ширяевых, Ершовых и Опариных (Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским. М., 1969. С. 134–135). Сначала соперничество шло в плоскости строительства каменных палат, а потом перекинулось на церковные сооружения. Флорищева пустынь могла быть подшефным объектом семьи Опариных, так как в ее ризнице отмечено несколько весомых вкладов от их семьи, хотя и вклады Ершовых также присутствуют в описи ризницы. Строительство Ершовыми каменного городского собора вполне укладывается в рамки архитектурного «ответа» на «вызов» ближайших соседей.

План Благовещенского собора

Правда, именно флорищенский собор был выбран в качестве образца для нового городского собора, а в более далекой перспективе образцом рассматривался измайловский собор. Храм еще уменьшился, сохранив при этом немного вытянутые по оси запад-восток пропорции, но изменив высотные пропорции и пропорции внутренних ячеек: средний неф заметно расширился, боковые, соответственно, сузились; компартименты, соответствующие солее, не выделялись, в то время как алтарные полукружия сильно расширились. Высота гороховецкого собора тоже уменьшилась, поэтому его четверик выглядит более приземистым. Но все компоненты объемной композиции храма во Флорищах перенесены в новый собор – три входные палатки, из которых дошла до нас только южная, более разреженное пятиглавие, тройной алтарь, и парные окна в вертикальной арочной нише. Дословно зодчие повторили декорацию алтарных полукружий, разделенных между собой трехчетвертными колонками.

На абсидах размещен специфический фриз из пояса городков, частично утраченного, и ажурного ж-образного пояска, встречающегося в других зданиях Гороховца и характерного для региональной верхневолжской архитектуры периода узорочья. Аркатурно-колончатые фризы на барабанах и украшение абсид составляют всю небогатую декорацию двух памятников. Можно предположить, что в монастырском соборе скудость декорации была предусмотрена сразу по каким-либо причинам – монастырским строгим правилам или специальным распоряжением властей не повторять пышность белокаменного декора измайловского храма. Отсутствие декорации в соборе, выстроенного на средства одного из богатейших гостей, можно объяснить лишь условиями последовательного копирования образца.


Ж-образный фриз на абсидах Благовещенского собора. Фото автора, 2013 г.

В интерьере гороховецкого памятника изменения заметны больше и связаны они с уже отмеченной иной организацией внутреннего пространства – выделением среднего нефа и сужением боковых, из-за чего центральный барабан значительно увеличивается в диаметре по сравнению с боковыми. Эти приемы могли бы поставить гороховецкий храм в один ряд с крестово-купольными сооружениями традиционной иерархической структуры, но этого не происходит. Причина заключается в тех новшествах, которые были почерпнуты из интерьерной композиции образца – центричности пространства, крестовых сводах, расположенных в одном уровне, и, конечно, круглых опорах, которые придают интерьеру дополнительную степень свободы.


Благовещенский собор Гороховца (слева). Фото автора, 2013 г.  Успенский собор Флорищевой пустыни (справа). Фото В.М. Рудченко, 1996 г.

Хотя круглые столбы гороховецкого собора тонкими назвать невозможно, они больше в диаметре столбов флорищенского храма и собора Фиораванти, но даже такие гиганты не затесняют пространство. В гороховецком соборе вольно или невольно даже исправили ошибки монастырского храма: его верхние окна подняты выше и, соответственно, лучше освещают верхнюю зону сооружения. Несмотря на то, что в городском соборе произошло некоторое отталкивание от чистоты образа монастырского храма в сторону большей традиционности, памятник сохранил значительную степень новизны, и однозначно определяется как дистанцированная копия измайловского собора.

Во флорищенском соборе, где ориентация на Измайлово была заявлена первоначально и воплощалась последовательно, мы имеем качественную, тонкую и умную реплику царского храма, отличающуюся от него лишь большей скромностью в деталях, а в отдельных приемах даже пытающуюся его улучшить. В случае собора в Гороховце, новаторские черты образца сглаживаются и приспосабливаются к привычным строительным приемам, заметно отступая от свойств первопамятника. Однако новаторского импульса Измайлова достаточно, чтобы в соборе воплотились все основные черты столичного образца.

В дополнение к сказанному о наземных частях сооружений необходимо констатировать, что и подземные конструктивные части построек Гороховца и Москвы очень схожи между собой. Фундаменты Благовещенского и измайловского Покровского соборов устроены с использованием одних и тех же приемов: они неглубокие по залеганию, в их кладке использованы небольшие по размерам валуны (в среднем 15х20–25 см), составляющие 3–5 рядов фундаментного основания (в основаниях Благовещенского собора использованы наравне с валунами квадры белого камня). Нижние, немного бо?льшие валуны положены в прямоугольный в сечении фундаментный ров и пролиты известковым раствором, замешенным с битым кирпичом. Аналогичные неглубокие фундаменты из рваного туфа были раскрыты и под Воскресенской церковью и под корпусами келий Сретенского монастыря в Гороховце.

На примере двух храмов, находящихся на одной из высших ступеней типологической иерархии русской средневековой архитектуры, – четырехстолпных соборов, и целого комплекса гражданских зданий можно заключить, что каменная архитектура Гороховца последней четверти XVII в. демонстрирует энергичную включенность в общерусский художественный процесс. В наиболее важных церковных объектах используется новейший тип храма, рожденный в царском измайловском соборе московскими архитекторами. Он мастерски воплощается – даже с некоторыми усовершенствованиями – в первом монастырском храме и делает шаг к традиционности в городском соборе.

М.В. Вдовиченко


Благовещенский собор Гороховца, вид с юга. Фото автора, 2013 г.


Источники и литература: Андреев Н.И., Скворцов А.И. Гороховец. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1988. 109 с.; Вдовиченко М.В. Собор Валдайского Иверского монастыря // Новгородские древности / Архив архитектуры. Вып. XI. М., 2000. С. 256–288; Вдовиченко М.В. Архитектура и образ собора Новоспасского монастыря // Архитектурное наследство. Вып. 61. М., 2014. С. 22–37; Вдовиченко М.В. Влияние архитектуры собора Новоспасского монастыря на соборные храмы середины – третьей четверти XVII века // Архитектурное наследство. Вып. 65. М. – СПб., 2016. С. 16–33; Галай Ю.Г. Флорищева пустынь в послевоенное время // Нижегородская старина: Краеведческо-историческое издание. Вып. 19–20. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, 2009. С. 68–76; Георгиевский В. Флорищева пустынь. Историко-археологическое описание с рисунками. Вязники, 1896. 416 с.; Косаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX в. // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Кн. 8. Владимир, 1906; Орлов С.А. Флорищева пустынь. Нижний Новгород: Издательство Братства св. Александра Невского, 2002. 320 с.; Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог. Владимир: Издательство «Покров», 1996. 520 с.; Отдел рукописей научного архива Института истории материальной культуры РАН. Р–III, № 397. Метрика. Холодный Благовещенский собор; Потапов А.А. Очерк древней русской гражданской архитектуры. Вып. 2. Б.м. Б.и., 1903; Православные монастыри. Путешествие по святым местам. № 107. Свято-Успенская Флорищева пустынь. М., 2011. 31 с.; Седов Вл.В. Влияние интерьера Успенского собора Московского Кремля на памятники XVII в. // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2. Столичный город. М., 1998 С. 107–109; Скворцов А.И. Народное зодчество // Традиционная культура Гороховецкого края. Т. 1. М., 2004. С. 223–247; Тиц А.А. Каменные жилые дома XVII – начала XVIII века в Гороховце // Памятники культуры. Исследование и реставрация. Вып. 4. М. – Л., 1963. С. 44–55; Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. М.: Наука, 1966. 355 с.; Тиц А.А. Каменное посадское жилище на Руси в XVII в. // Жилищное строительство. № 7. М., 1969. С. 23–25; Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским. М.: Искусство, 1969. 143 с.; Ушаков Н.Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир: Б. и., 1913. 497 с.