Фигурная пластина из Старой Рязани с изображением князя Бориса
Одной из интереснейших находок сезона 2023 г. работы Старорязанской археологической экспедиции ИА РАН на городище Старая Рязань стал уникальный бронзовый предмет: фигурная пластина с поясным изображением святого.
Фигурная пластина с поясным изображением святого
Вещь найдена случайно на огородах села, расположенного у подножия городища, на территории городского посада.
Образ святого с нимбом выполнен в технике литья. Это невысокое рельефное изображение с детальной прорисовкой лика, элементов одежды и иных предметов. Предположительно на пластине изображен князь, на что указывают хорошо узнаваемые княжеские регалии: шапка с меховой оторочкой, плащ-корзно, застегнутый фигурной застежкой на правом плече, крест в правой руке и открытая к зрителю ладонь левой руки. Очень тщательно прорисованы складки одежды, видны в том числе и детали кольчужной рубахи.
Предмет предварительно датирован XIII столетием. Возможно, на нем изображен один из двух канонизированных к тому времени русских князей – Борис или Глеб. С большой долей вероятности можно предположить, что на пластине изображен князь Борис, так как на пластине мужчина изображен с усами и бородой, что традиционно отличает образ именно Бориса, юный Глеб традиционно изображался безбородым и безусым (как, например, на медальоне из старорязанского клада 1978 г.).
Иконография образа имеет русскую традицию. Образ Святого князя Бориса на найденной пластине начала XIII в. можно назвать одним из самых ранних. Поясное изображение святого обладает сходством с образами святых в каменной резьбе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, с изображением Святого князя Бориса на других предметах, найденных в Старой Рязани. Как основное отличие от известных образов Бориса и Глеба того же времени можно отметить другое положение левой руки: левая ладонь развернута к зрителю, в то время как на других изображениях князья в левой руке держат меч.
Назначение предмета пока до конца не ясно. Фигурная пластина размерами 7 на 5 см и толщиной 3–7 мм не несет никаких следов крепления. Вероятно, мы имеем дело с ювелирной матрицей, при помощи которой изображение тиснением переносилось на серебряную или золотую пластину. Предметы сходного назначения, матрицы, но иной формы (либо круглые медальоны, либо отдельные детали сложных ювелирных изделий), довольно многочисленны среди старорязанских находок последних лет.
Специфическая форма изделия позволяет высказать разные гипотезы о том, куда с этой матрицы переносилось изображение. Пластина имеет небольшой изгиб в профиле, который мы не можем признать случайной деформацией. Судя по этому, предмет, куда переносилось изображение, имел изогнутую форму, возможно, представлял собой емкость. Это мог быть сосуд с тиснеными клеймами, или шелом, сходный со знаменитым шлемом Ярослава Всеволодовича с тисненым изображением архангела Михаила на лобовой пластине.
При любом из этих возможных предположений остается неизменным уникальность матрицы, предназначенной для тиснения если не единственного, то малосерийного изделия. Это открывает новую сторону в изучении древнерусского ювелирного дела, а сам предмет, безусловно, является ярким образцом древнерусского прикладного искусства.
И.Ю. Стрикалов