Древнерусский терем на месте будущего студенческого кампуса в Смоленске
В 2025 г. экспедиция Института археологии РАН проводит раскопки в Смоленске на улице Пржевальского – самые большие по площади работы за последнее десятилетие. Раскоп площадью 1300 кв. м заложен на незастроенном участке на перекрестке улиц Ногина и Пржевальского, западнее старого корпуса СмолГУ – бывшего здания Смоленского епархиального женского училища, построенного в 1898–1901 гг. Территория, где расположен раскоп, вошла в городскую черту Смоленска в XII столетии и располагалась в границах Пятницкого конца, восточнее монастыря в верховьях Пятницкого оврага.
Вид на раскоп
На немецкой аэрофотосьемке 1941 г. видны остатки домов на участке раскопа. По данным картографических и письменных источников на 1881 г. место раскопа было пустое, а ранее здесь находились строения, в том числе два деревянных дома на каменных фундаментах. Остатки этих фундаментов были найдены в северной части раскопа. На гравюре 1611 г. фламандского картографа Вильгельма Гондиуса на месте раскопа обозначены несколько деревянных строений. Более ранних сведений об исторической застройке этого участка не сохранилось.
На сегодняшний день изучено 70% площади раскопа. Мощность культурного слоя на этом участке увеличивается с юга на север и составляет 1,6–2 м. Слой сильно поврежден ямами-перекопами XIX–XX вв. Это и мусорные ямы, и подвалы зданий. В одном подобном подвале глубиной более 1,5 м найдены множественные фрагменты колючей проволоки и немецкой посуды периода Великой Отечественной войны.
Слева направо: гарда пехотного тесака линейной пехоты русской императорской армии нижних и унтер-офицерских чинов 1807 г., гарда шпаги гражданских чиновников 1855 г.
Следующим (при перемещении вглубь веков) периодом истории участка является время XVIII–XIX вв., с которым связаны уже упомянутые строения, отмеченные на исторических планах, а из находок – довольно редкие предметы вооружения: гарда пехотного тесака линейной пехоты русской императорской армии нижних и унтер-офицерских чинов 1807 г. и гарда шпаги гражданских чиновников 1855 г.
Культурный слой XVI–XVIII вв. содержит большое количество свинцовых пуль с литниками, множество монет XVI–XVIII вв., фрагменты ременной фурнитуры, накладки из бронзы, глиняные свистульки, ножи и другой бытовой инвентарь. Слой сильно перемешен в верхней части, что говорит о расположении здесь огорода или поля, которые распахивались и перекапывались. Нижняя часть культурного слоя сохранилась в непотревоженном виде и представлена слоем мощностью до 20 см, содержащим в себе остатки построек и предметы XII–XIII вв.
Конек смоленского типа, ключ и подвеска
В северной части раскопа изучены остатки постройки второй половины XIII в., погибшей в пожаре одного из литовских набегов на город. На сохранившихся обугленных полах найдены фрагменты стеклянных браслетов, шиферные пряслица от веретен, предметы личного благочестия – нательные кресты. Целые формы глиняной посуды XII–XIII вв. стояли на полах и были раздавлены обвалившимися бревнами.
Самой ранней постройкой на раскопе является яма с печью-каменкой и с фрагментами керамических сосудов, предварительно отнесенных ко второй половине XI – началу XII в.
Керамические поливные плитки пола из кирпичной постройки, крест-энколпион
В центральной части раскопа отмечен ряд неглубоких ям размерами 2×2 м, содержащих предметы второй половины XII – начала XIII в. В этот период формируется культурный слой мощностью до 10 см. По всей видимости, именно в этот период начинается бурная деревянная застройка участка, появляется первый частокол, разграничивающий усадьбы. Среди находок в слое выделяются фрагменты стеклянных браслетов, нательные кресты, энколпион. Особый интерес представляет княжеская вислая свинцовая печать второй половины XII в., найденная около кирпичной постройки.
Свинцовая печать второй половины XII в.
К этому же периоду относится и уникальный объект – в северо-восточной части раскопа обнаружились части каменного здания. Это прямоугольное в плане сооружение размерами примерно 6 на 8 метров, вытянутое с севера на юг, с примыкающим с юга небольшим тамбуром. Большая часть каменных стен расположена ниже уровня дневной поверхности XII в. (в некоторых местах до полутора метров), так что можно предполагать, что это заглубленное подполье или подвал каменной постройки, возвышавшейся над землей (верхние части не сохранились, но невысокие останцы кладки отмечены в двух местах).
Ременная бляха XVI–XVII вв.
Стены здания довольно тонкие (60–70 см), они сложены из плинфы, кирпича византийской формы (широкого и плоского), широко применявшегося в каменных постройках Древней Руси домонгольского периода X – начала XIII в. На торцах плинфы было обнаружено довольно большое количество выпуклых знаков, напоминающих буквы древнерусского алфавита; такие знаки характерны для кирпичей домонгольских южнорусских построек и, в частности, Смоленска, они, вероятно, обозначали разные партии строительного материала. Кроме того, на плоской верхней стороне плинф отмечены и овальные клейма, возможно помечавшие работу отдельных мастеров. В качестве связующего применялся специальный раствор с включением дробленой плинфы, характерный для этого времени.
Домонгольская постройка в Смоленске. Фрагмент поперечной стены с выступом под свод. Вид с севера
В южной, более узкой части обнаружены ступени лестницы, спускающейся в подвальную часть. В северную часть, исследованную еще не полностью, вела наполовину сохранившаяся арка в стене, завершенная треугольным щипцом. В этой части был устроен коробовый свод, выведенный не от стен, а от внутренних прикладок к боковым стенам. Вероятнее всего, свод держал перекрытие основной части здания.
Плинфа со знаками
Обнаруженное археологами гражданское сооружение, вероятнее всего – терем, то есть часть жилого комплекса, где проходили торжественные мероприятия – официальные приемы и пиры. Это предположение подтверждает и находка рядом вислой свинцовой печати, скреплявшей какой-то документ и принадлежавшая одному из смоленских князей. Построить гражданское каменное здание было в то время под силу только князю или боярину. Для понимания редкости найденного объекта заметим, что археологи до этого времени обнаружили в Смоленске два каменных терема: один в кремле, неподалеку от Успенского собора, другой за Днепром, у церкви Петра и Павла. Так что это третье по счету каменное гражданское сооружение, сохранившееся от домонгольского времени в Смоленске. В Новгороде же известен только один домонгольский терем, построенный архиепископом.
Домонгольская постройка в Смоленске. Фрагмент поперечной стены с выступом под свод. Вид с юга
Терем в южной части древнего Смоленска нужно будет еще доисследовать, изучить все кладки и все детали необычного здания. Но уже сейчас ясно, что открыт необыкновенный объект, свидетельствующий о прошлом города и о культуре Древней Руси в целом.
И.Ю. Стрикалов, Вл.В. Седов, Н.А. Сарафанова, М.В. Вдовиченко