Домонгольские валунные фундаменты и древние фрески в новгородском Детинце

Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН закончил запланированные на летний сезон 2021 г. исследования церкви Бориса и Глеба в Великом Новгороде. В раскопках принимали участие студенты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Государственного академического гуманитарного университета, Политехнического колледжа НовГУ и волонтеры из московской школы № 57.

  
Раскопки Института археологии РАН церкви Бориса и Глеба в новгородском Детинце

Каменная церковь Бориса и Глеба сейчас уже не существует, но в древнем Новгороде это был один из важнейших храмов, выделявшихся своими размерами и своим положением в южной части новгородского кремля, называющегося Детинцем. Сейчас только маленький храм Андрея Стратилата, когда-то бывший приделом у большого Борисоглебского собора, отмечает место большой постройки со сложной историей.


Раскрытый фрагмент западной стены и продольного ленточного фундамента церкви Бориса и Глеба

  
Борисоглебский раскоп. Архитекторы за работой

У этого памятника было несколько этапов его исторической жизни. Летописец еще в XII в. писал, что на его месте стоял в первой половине XI столетия деревянный Софийский собор, который сгорел и был выстроен в камне уже на другом месте. На пустом месте в 1167 г. некто Сотко Сытинич (в котором многие видят прообраз былинного Садко) построил каменный храм, исследование стен и фундаментов которого и ведут археологи. В начале XIV в. его ремонтировали (во время раскопок найдены кирпичи этого времени, подтверждающие сообщение летописи о крупном ремонте храма), а в 1441 г. старый храм был снесен и выстроен заново примерно в тех же формах. Однако основания старых стен и столбов покоились уже глубоко в земле, наросшей вокруг здания за три века его существования, а потому они не были сломаны, на них и воздвигли новый собор. К этому собору XV в. был сделан придел с юга, ставший существующей ныне церковкой Андрея Стратилата. В XVII в. собор был разобран из-за ветхости, а придел остался стоять.

  
Борисоглебский раскоп. Студенческие практики

В этом сезоне археологи продолжили изучать западную часть храма XII в.: была открыта часть западной стены, основания лопаток, каменных вертикальных тяг, членивших фасады, а также валунные фундаменты. Эти части древней постройки дают представление о ее архитектуре, об особенностях строительного мастерства Новгорода домонгольского времени.

В процессе раскопок были обнаружены древние кирпичи, отличающиеся размерами и формой. Среди них выделяется домонгольский кирпич византийского образца, плоский, тонкий, почти квадратный, – плинфа. Из него в расчищенной конструкции сложен первый ряд стеновой кладки – плинт, выравнивающий неровности валунного фундамента. В сохранившихся под землей фрагментах стен присутствуют и большие белокаменные блоки. Кладка, которой были выложены стены церкви Бориса и Глеба с использованием как плинфы, так и каменных обработанных блоков, называется смешанной (opus mixtum), она является одним из самых древних видов каменной кладки, восходя к строительной технике Древнего Рима.


Полевые чертежи

Из древнеримского зодчества через посредничество византийской строительной техники перешли в древнерусскую архитектуру приемы закладки фундаментов каменных зданий. Раскрытый фрагмент церкви Бориса и Глеба демонстрирует небольшую часть фундаментной ленты, направленной от западной стены в сторону северо-западного подкупольного столба. Устройство ленточных валунных фундаментов, скрепляющих единой жесткой сеткой стены и столбы храма между собой, давали серьезный запас прочности зданию и позволяли поднимать их на значительную высоту от земли.

  
Борисоглебский раскоп. Фрагменты фресок

В летописях нет прямых упоминаний о том, что храм Бориса и Глеба был украшен росписью. Однако в процессе археологических работ были собраны фрагменты древней штукатурки с красочным слоем – фрески. Их не очень много, они не составляют ни одного целого фрагмента, но по этим небольшим кусочкам разного цвета, извлеченным из земли, можно сказать, что храм был расписан, причем можно даже предположить, что дважды: во второй половине XII в. и в XV в.

Ниже слоя строительства храма 1167 г. был зафиксирован культурный слой XI в., в котором были обнаружены западноевропейские монеты этого времени, а также бытовые предметы. На уровне нетронутой поверхности внизу, на поверхности материка, были зачищены канавки от частоколов и следы распашки, свидетельствующие о том, что в этой части новгородского Детинца велась хозяйственная деятельность до строительства храма.

Исследования этого полевого сезона позволяют существенно дополнить наши знания, причем как об архитектуре исчезнувшего памятника, так и о его археологическом контексте, позволяя рассказать разные истории: историю перестроек церкви, историю участка до каменного строительства, историю кладбища у стен храма и, наконец, историю разрушения самого здания.

Вл. В. Седов, М.В. Вдовиченко

Новость в СМИ:
ТАСС Наука
Газета Культура
Интерфакс Религия
N+1
novgorod.ru
vnovgorode.ru
Новгородские ведомости
Новгородское областное телевидение