Археология у стен церкви Петра и Павла на Сильнище в Новгороде

Завершаются архитектурно-археологические работы у церкви Петра и Павла на Сильнище (на Синичьей горе) в Великом Новгороде. Этот храм – настоящее сокровище древнерусской церковной домонгольской архитектуры – до недавнего времени был пустым и запущенным. Но в последние годы, благодаря усилиям администрации Новгородской области и Новгородского музея-заповедника, за него взялись реставраторы, и сейчас храму в основном возвращен первоначальный вид. Памятников такого времени и такого качества осталось немного, в Новгороде же это – единственный храм второй половины XII столетия, сохранившийся полностью, почти без перестроек и утрат Великой Отечественной войны. Это обстоятельство дает возможность видеть основные формы, судить о стенах, арках, барабане и куполе архитектуры ранней стадии боярского, республиканского Новгорода, которая сменила в середине XII в. архитектуру княжеского периода.


Церковь Петра и Павла на Сильнище

Церковь Петра и Павла построена вне кварталов древнего Новгорода: она стоит на небольшом глинистом холме, у подножия которого с двух сторон расположены озера. Сейчас здесь находится городское кладбище, возникшее в конце XVIII столетия и потому воспринимаемое как старинное. Но в древности здесь находился женский монастырь, который основали жители Лукиной улицы (вероятно, бояре).

Строительство каменного храма началось в 1185 и закончилось в 1192 г. Это компактный четырехстолпный одноглавый храм с тремя круглящимися абсидами с востока – типичный новгородский памятник своего времени и единственный из нескольких десятков, сохранвшийся целым.


Расчистка фундаментов поздних пристроек у западного фасада

История монастыря на холме Сильнище (месте, где расставлены силки, позже название было переосмыслено как Синичья гора) не изобилует упоминаниями в летописях Первым важным эпизодом, в котором говорится о монастыре, было строительство каменного храма, вторым стало пребывание в нем монахини Харитины – игуменьи обители, возглавлявшей монастырь (по житийным данным) в XIII в., другие источники относят ее пребывание в монастыре к XV в. В 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь был закрыт, церковь обращена в приходскую, а вокруг было организовано кладбище – одно из двух (наравне с Рождественским) пригородных кладбищ дореволюционного Новгорода. Здесь еще можно встретить надгробные камни и плиты старого времени, здесь же стоит шатровая часовня над погребениями новгородских предпринимателей Бергов, отремонтированная в этом году.


Сборный саркофаг у западного фасада церкви

Реставрация древнего храма всегда сопровождается археологическими раскопками. В прошлом году команда Новгородского архитектурно-археологического отряда, сформированная на базе Лаборатоории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников Института археологии РАН (Москва), работала внутри храма. В полевом сезоне 2025 г. исследования были проведены снаружи, возле стен древней постройки.


Кирпичный склеп у восточного фасада церкви Петра и Павла

У западной стен храма необходимое реставраторам понижение и специальные шурфы позволили открыть сделанный из камня древний саркофаг, относящийся к домонгольскому времени, к концу XII – началу XIII в.. Это очень редкая находка: подобные крупные саркофаги известны по раскопкам только в Софии Новгородской и четырех новгородских пригородных монастырях: Юрьевом, Аркажском, Благовещенском и Пантелеймонове. В таких саркофагах хоронили важных персон своего времени. К сожалению, саркофаг в Петропавловском монастыре на Сильнище был нарушен поздними захоронениями на этом месте, так что первоначальное погребение до нас не дошло, а часть стенок было повреждено. Но и в таком виде погребальная конструкция из плит, соединенных в пазах, первоначально состоящая из шести обработанных блоков камня, производит большое впечатление.

У стен храма найдено несколько более простых погребений средневекового времени, причем в нескольких из них были обнаружены нательные кресты – это редкость для того времени. Некоторые кресты относятся ко времени независимого Новгорода, к XIV–XV вв. Находка таких крестов, с одной стороны, дает основание для датировки, с другой – сообщает важные сведения о формах подобных изделий.


Расчистка фундаментов поздних пристроек у западного фасада

Основания стен храма XII в. во многих местах скрыты поздним прикладками, но в северной части западного фасада удалось раскрыть участок стены XII в. с чередованием камня и древнего кирпича византийского формата, называемого плинфа. Это плоские и тонкие кирпичи, по форме близкие к квадрату или широкому прямоугольнику. Техника кладки стен Петропавловского храма неоднородна. Есть участки смешанной кладки – с чередованием камня и плинфы, например, в нижней части западного фасада. Встречаются участки стен, сложенные полностью из плинфы – кладочный прием, характерный для южнорусского строительного производства. Эта комбинация кладок – одна из архитектурных загадок церкви Петра и Павла.


Раскоп у западного фасада церкви Петра и Павла

В ходе работ выяснилось, что храм с севера, востока и юга окружен более поздними кирпичными склепами, могильными сооружениями XVIII–XIX вв., среди которых часть напоминает ящики со сводами. Всего найдено семь склепов. Этот вид погребений характерен для Новгорода Нового времени. Кроме того, с востока открыт большой прямоугольный склеп с остатками свода: такие склепы появились позже и предназначались для семейного погребения.

С севера и запада перед порталами входов в храм расчищены каменные вымостки из крупных плит, относящаяся, по всей видимости, к Средневековью. С запада также обнаружены остатки фундаментов притвора и колокольни.


Работы на участке у западного фасада церкви Петра и Павла

Раскопки показали, что около стен храма с раннего времени совершались погребения. В средневековый период в основном это были монашеские, женские захоронения. Жилые и хозяйственные постройки располагались где-то поодаль. В более позднее время организованное городское кладбище окружило храм, который к тому моменту стал приходским. В настоящее время древнему храму возвращен первоначальный облик, а археологи пополнили представления об истории одного из древнейших монастырей Новгорода и Руси.

Вл.В. Седов, М.В. Вдовиченко, Е.Г. Яновская, Е.Н. Пророкова