Археологи нашли под Смоленском следы сражений 1812 года

Исследования объектов археологического наследия, связанных с войной 1812 года в г. Смоленск и Смоленской области в мае–июле 2019 года

Раскопки одиночного погребения в Королевском бастионе Смоленска

В мае–июле 2019 г. в городе Смоленске и Смоленской области Самбийской экспедицией ИА РАН проведены полевые археологические исследования, основной задачей которых было поиск, выявление и первичное изучение объектов археологического наследия, связанных с событиями 1812 года, в том числе – погребальных комплексов этого времени. Работы были инициированы французской стороной и получили финансовую поддержку со стороны «Фонда Российской-французских исторических инициатив» (в полевых работах в у Валутино – Лубино и на Шеинове Бастионе принимали участие археологи антропологи INRAP (Франция) и студенты-волонтеры из университетов Франции и России). Памятники XIX в. вплоть до последнего времени не часто являются предметом специального изучения археологов. Еще реже проводятся целенаправленные поиски погребальных комплексов этого времени, в том числе и одиночных могил (одной из задач полевых работ был поиск и выявление могилы генерала Гюдена, погибшего в августе 1812 г. и похороненного в Смоленске).

Карта к статье "Валутина гора" // Новицкий В.Ф. Военная энциклопедия.  Т.5, с.223. СПб, 1911-1915

Работы проводились как в городе Смоленске, так и на участке арьегардных боёв нескольких полков Российской армии с наступающими подразделениями Великой армии Наполеона близ деревень Валутино – Лубино, расположенном восточнее областного центра.

Работы на поле боя в районе деревень Валутино – Лубино Смоленской области

В результате археологической разведки именно на левом берегу р. Строгань были обнаружены многочисленные снаряды огнестрельного оружия – ружейные пули, а также картечь и фрагменты гранат, выпущенных из орудий, реконструкция траекторий полета которых не только указывает на ожесточенный характер боя, но и позволяет восстановить расположение на местности пехотных батальонов и артиллерийских батарей, которые вели огонь.

Валутино. Долина реки Строгань

Во время этого боя батальоны, входившие в полки дивизии генерала Гюдена, с марша разворачивались в боевое построение с целью форсирования небольшой реки Строгань, мост через которую был разрушен русскими войсками. На противоположном берегу реки в заросшей болотистой пойме в россыпном строю располагались русские егеря, которые вели прицельный огонь по разворачивающемуся противнику.

В болотистой пойме левого берега реки были обнаружены останки одного из русских (судя по скоплению характерных пуговиц) солдат, погибшего, вероятно, от ружейного огня противника.

Именно при форсировании болотистой поймы реки Строгань, наступающие солдаты и офицеры дивизии Гюдена, вынужденные под огнем продираться через заросшую низину, теряли детали униформы и амуниции – многочисленные пуговицы, в том числе – с номерами подразделений (21, 25 и 93 полки), накладные элементы на ремни амуниции или сбруи в виде цифр, пряжки, детали ружей, ружейные кремни в свинцовых обоймах… Здесь же была найдена и одна мундирная пуговица солдата или офицера французской Гвардии. Обнаружены также и подобные находки, связанные с униформой и амуницией военнослужащих Российской армии.

Во время боя при Валутино – Лубино по оценкам разных исследователей погибло от 12000 до 20000 человек с обеих сторон. После прошедшего боя погибшие должны были быть захоронены, вероятно, в непосредственной близости от места боя. Целеноправленный поиск подобных погребений требует значительных затрат времени. Большим разведочным шурфом были доисследованы остатки массового санитарного захоронения, вскрытого семь лет назад поисковиками. В не раскопанной ранее периферийной части могильной ямы, врезанной в склон неглубокого оврага, удалось обнаружить остатки скелетов нескольких лошадей, которых когда-то свалили поверх санитарного захоронения погибших военнослужащих, и фрагментированные кости скелетов трех человек. В раскопанной части санитарного захоронения были обнаружены несколько свинцовых пуль, пуговицы от униформы, фрагмент кивера с металлической бляхой – «Гренадой об одном огне», обломок штыка.

Бляха-накладка «Гренада об одном огне»

В процессе проведения полевых археологических разведочных работ на левом берегу реки Строгань были выявлено несколько объектов археологического наследия: фрагмент нерегулярного мощения гати, которая вела через болотистую пойму к мосту через реку, фрагмент визуально читаемой части Старой смоленской дороги с кюветами, небольшое селище XVIII–XIX вв. у Старой смоленской дороги – остатки постоялого двора, селище – остатки малодворной деревни XVIII–XIX вв., центральный участок поля боя в пойме реки Строгань, влажный грунт которого хорошо сохраняет археологические предметы, в том числе – из органических материалов, место расположения масового санитарного захоронения.

Слева сверху: Ружейный кремень в свинцовой оплетке. Сверху справа: Фрагмент кивера с бляхой-накладкой "Гренада об одном огне".
Слева снизу: Пуговица мундира французской гвардии. Снизу слева: фрагмент французскго мундира с пуговицей

Таким образом, в процессе археологических разведок 2019 г. впервые удалось выявить материальные свидетельства скоротечного боя у Старой смоленской дороги у моста через реку Строгань на участке в районе деревень Валутино – Лубино. Территория, прилегающая к обследованной в 2019 г., весьма перспективна для дальнейших археологических исследований с целью выявления объектов 1812 г.


Слева: Накладная деталь амуниции "Рожок". Справа: фрагмент штыка


Спусковая скоба ружья

 Раскопки в Смоленске

Информация о захоронении на территории укреплений Смоленска дивизионного генерала Гюдена, получившего смертельное ранение в бою у Валутино – Лубино содержится в нескольких мемуарах, оставленных французскими авторами - участниками войны 1812 г. и опубликованных через несколько десятков лет после описываемых событий. Однако, после отступления подразделений Великой армии внешние конструктивные элементы (земляная насыпь, ограда и др.) мемориального надмогильного комплекса, вероятно, были разрушены и сведения о месте расположения могилы генерала Гудена у местного населения была утрачена.

Мемуары – относятся к группе наиболее сложных исторических источников, зачастую не слишком достоверных, созданных через многие годы после описываемых событий, информация которых требует проведения процедуру верификации – проверки содержащейся в них информации с помощью других письменных источников (актов, боевых донесений, боевого расписания, писем, современных событиям и т.д.).

Информация о возможном месте захоронения тела генерала Гюдена (граф Сезар Шарль Этьен Гюден де ля Саблонньер (Cesar Charles Etienne Gudin de la Sablonniere) – французский военный деятель, дивизионный генерал, участник революционных и наполеоновских войн. Родился 13 февраля 1768 года в семье офицера, племянник генерала Этьена Гюдена. Учился в Бриеннской военной школе вместе с Наполеоном Бонапартом. Шарля Гюдена с будущим императором связывали дружеские отношения. Военную службу начал 28 октября 1782 года в корпусе гвардейских жандармов, а затем получал назначения в армейские подразделения на различные командные должности. В феврале 1799 года произведен в бригадные генералы, дивизионный генерал с 6 июля 1800 года; граф с 7 июня 1808 года, принимал участие во многих сражениях и битвах. На всех должностях Шарль Гюден проявил себя храбрым и распорядительным командиром. С 1 апреля 1812 года командовал 3-й дивизией 1-го корпуса Великой Армии. Во время войны с Россией принял участие в боях за Смоленск, а 19 августа и в сражении у Валутиной горы, которое и стало для него последним. В бою был смертельно ранен – артиллерийским снарядом Гюдену оторвало ногу и покалечило вторую. Гюден был эвакуирован в Смоленск, где, несмотря на оказанную врачебную помощь, умер через несколько дней в лазарете. Был похоронен в Смоленске, сердце генерала Гюдена было похоронено в Париже на кладбище Пер-Лашез, в гробнице сороковой дивизии), содержащаяся в мемуарах французских авторов, делится на три группы: 1. (Ф. Сегюр, адъютант Наполеона) – генерал был захоронен в крепости Смоленска, 2. (Маршал Даву, генерал Лежен) – генерал был погребен на большом бастионе к юго-востоку от города, 3. (Франсуа Ксавье Феллер, без ссылки на мемуарный источник) - Гюден был захоронен в цитадели крепости Смоленска, на бастионе справа от входа.

Таким образом, для проверки информации письменных источников методами археологии требовалось провести археологические раскопки на двух различных оборонительных сооружениях, отстоящих друг от друга на расстояние более 1 км.

Единственному географическому указанию (на юго-востоке города) содержавшемуся только в мемуарах маршала Даву и генерала Лежена (который был организатором и распорядителем похорон генерала Гудена) соответствует только Шеинов бастион Смоленской крепости. Именно на этом бастионе был начат первый этап археологических раскопок, задачей которых было выявление возможного места расположения погребения Гудена.

Шеинов бастион, вид с юго-востока до начала работ

В результате раскопок проведенных на Шеинове бастионе было установлено, что он несколько раз перестраивался. Хорошо сохранились бруствер, укрепленный с помощью кусков дёрна, и другие конструктивные элементы земляных фортификационных сооружений XVII – XVIII вв. Однако наиболее поздний бастион, с которого в августе 1812 г. по наступающим колоннам подразделений Великой армии Наполеона вели огонь русские артиллеристы, в значительной мере оказался поврежден (среди местных жителей удалось найти очевидцев, которые подтвердили, что в начале 1960-х годов Шеин бастион в верхней части был значительно срезан бульдозером с целью превращения фортификационного сооружения в элемент паркового хозяйства, обустраиваемого в то время сквера). Каких-либо следов погребальных комплексов, целых или поврежденных, а также отдельных костей человека в раскопе обнаружить не удалось. Таким образом, информация, содержащаяся в мемуарах маршала Даву и генерала Лежена не подтвердилась. 

  
Слева: Шеинов бастион, элементы конструкции из кусков дерна.
Справа: Шеинов бастион, структура внутренней части дерновых конструкций бруствера

Шеинов бастион: общий вид раскопа

Систематический подход по проверки сведений письменных источников обусловил продолжение раскопок на территории Королевской крепости - цитадели Смоленска, о которой сообщали источники XIX века, расположенной в западной части крепости на месте взорванного в 1609 г. участка кирпичной стены и нескольких башен.

Королевская или Сигизмундова крепость представляет собой типичное для начала XVII столетия фортификационное сооружение, основу которого составляют пять земляных бастионов с кирпичными казематами и потернами. Бастионы соединены между собой земляными валами-куртинами. С внешней стороны бастионов и куртин располагался широкий ров, который образовался на том месте, откуда был взят грунт для насыпки оборонительных сооружений. В крепость вели одни ворота, к которым через ров вёл деревянный мост.

В раскопе площадью 80 кв. м. на бастионе справа от входа в Королевскую крепость под отложениями XX в., связанными со строительством в 1940-е гг. и функционированием большой танцевальной площадки, был выявлен массив «тела» бастиона, сложенный из материковой глины. Бурение показало, что массив глины имеет не менее 4 м. в высоту. Верхняя часть поверхности тела бастиона, срезанная почти на метр перед послевоенным строительством, в значительной мере оказалась прорублена кирпичными фундаментами XX в. и бетонными фундаментами осветительных столбов. После демонтажа поздних конструкций была выполнена зачистка всего раскопа. На фоне однородной материковой глины выявилось пятно заполнения нескольких ям, среди которых выделялась пятно заполнения ямы прямоугольных очертаний, размерами близкими к могильным ямам – около 2 м. на 0,8–0,9 м. Вокруг прямоугольной ямы по кольцу располагались шесть округлых в плане ям, диаметром около 2 м. каждая. В заполнении засыпки могильной ямы не выявлено ни одного предмета середины – второй половины XIX–XX вв.  Стратиграфическая датировка не противоречит отнесению погребения к первым десятилетиям XIX в.

     
Расчистка погребения

Погребение было совершено в деревянном гробу размерами 2.0 х 0,7–0,6 м. сложной конструкции, изготовленном из нескольких досок, которые были усилены деревянными продольными планками, скреплены деревянными поперечными шпонками в пазах и железными гвоздями. В изголовии гроба находилась деревянная дощечка-подголовник. Верхняя доска крышки гроба была продавлена под тяжестью грунта и лежала на костях скелета (следует отметить плохую сохранность деревянных конструкций, что, вероятно, связано с особенностями грунта, в котором была сооружена могильная яма и грунта, которым она была засыпана. Некогда толстые доски гроба превратились в сохраняющий общую форму конструкции древесный тлен толщиной 1-2 см).

Расчищенный скелет в гробу

В гробу находился скелет мужчины, умершего, согласно первичного антропологического определения (первичное антропологическое определение выполнено сотрудником ИА РАН Т.Ю. Шведчиковой, участвовавшей в полевых работах при расчистке погребении) в возрасте 40–45 лет. Умерший был положен на спине, голова (череп, к сожалению, раздавленный) был наклонена к левому плечу. Руки погребенного были вытянуты вдоль туловища, ноги вытянуты прямо. Рост погребенного составил 166 см, был измерен in situ и впоследствии подтвержден по измерениям длинных костей с использованием формул восстановления роста. Значительная часть левой ноги (от точки выше колена) отсутствовала. Кость в нижней части имела следы слома с неровными краями. Не исключено, что на кости читаются следы хирургического инструмента, применявшегося при срезке мягких тканей после тяжелого ранения, в результате которого была оторвана  нога. Многочисленные повреждения отмечены на правой бедренной, большеберцовой и плечевой костях.

Полученные археологические материалы и данные первичного антропологического определения практически полностью совпадают со сведениями, содержащимися в письменных источниках. Согласно последним, генерал Гюден получил смертельное ранение в возрасте 44 лет, был эвакуирован в Смоленский госпиталь, где ему была выполнена ампутация ноги. Умерший через несколько дней, несмотря на лечение, Гюден по распоряжению Наполеона был похоронен в одиночной могиле на одном из бастионов Королевской крепости справа от входа в оборонительное сооружение. Погребенный был похоронен без мундира (в могиле не выявлено ни одной пуговицы ил детали униформы) – известно, что генерал умер в лазарете, а награды и сабля были отправлены семье в Париж. Через некоторое время после совершения погребения полковник Марион начал возводить мавзолей из орудийных стволов, вкопанных вертикально, на которые опиралась железная крыша. Нельзя исключать, что круглые ямы, расположенные по кольцу вокруг могилы – следы вкопанных вертикально орудий, которые были незамедлительно (в силу высокой стоимости орудийной бронзы) изъяты жителями после бегства Великой армии из Смоленска.

Таким образом, с высокой степенью вероятности можно полагать, что в одиночной могиле на бастионе справа от входа в Королевскую крепость обнаружены останки французского дивизионного генерала Гудена, графа Империи.

Раскоп с одиночным захоронением, предположительно генерала Гюдена

Дополнительные аргументы, которые позволят подтвердить или откорректировать эту атрибуцию, могут быть получены в результате дополнительной работы с костями лицевого отдела черепа погребенного и результатов сравнительного анализа палео-ДНК, извлеченного из костей скелета и ДНК потомков генерала Гюдена по мужской линии.

Выявленные в результате проведенных археологических раскопок на бастионах Смоленска материалы позволили провести верификацию сведений, содержащихся в письменных источниках, подтвердить информацию одних из них, а сведения о месте погребении генерала Гюдена, содержащиеся в мемуарах маршала  Даву и генерала Лежена – отнести к группе недостоверных.  

 А.Н. Хохлов, М.Е. Нестерова, А.Б. Иванова, Д.Б. Соловьев, Т.Ю. Шведчикова