Биографические сведения

Родилась 18.02.1955 г. в г. Кирово-Чепецк Кировской обл.
Окончила исторический факультет МГУ по кафедре археологии (1977), аспирантуру ИА РАН (1985).
Учителя: Д.А. Авусин, Т.В. Николаева, В.П. Даркевич, Т.И. Макарова.
Кандидатская диссертация: Тверь в период XII–XV вв. (1988 год, рук. В.П. Даркевич).
Докторская диссертация: Русская зернь и филигрань XI–XV вв. (2003).
Научные интересы: Древнерусское декоративное искусство, художественное ремесло, славяно-русский убор из украшений к костюму.
Служебная деятельность: 1977–1984 гг. – Тверской гос. объединенный музей; с 1985 г. – в ИА РАН (лаб., ст. лаб., м.н.с., н.с., с.н.с., в.н.с.).
Научно-организационная деятельность: 1986–1990е гг. учёный секретарь музейного совета АН СССР и РАН. 1990–2000 гг. учёный секретарь отдела славяно-русской археологии.
Педагогическая деятельность: с 1998 г. по н.вр. – Российская Академия живописи, ваяния и зодчества (курсы лекций Основы археологии; История костюма; Народное искусство; Культурология; Декоративно-прикладное искусство); с 2003 г. по н.вр. – Московский институт радиотехники электроники и автоматики (курсы лекций Культурология, История культуры России); 2003–2005, 2008–2009 гг. - Московский Гуманитарный университет (курсы лекций Основы археологии, История культуры России).
Экспедиционная деятельность: с 1979–1984 гг. вуководство раскопками в Твери (Тверским отрядом Верхневолской экспедиции ИА РАН); 2007 г. – руководитель практики студентов на раскопках Московского Кремля в рамках экспедиции ИАРАН.

Автор более 179 научных публикаций.

Монографии

Жилина Н.В. Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование. М.: Наука, 2001.;
Жилина Н.В. Макарова Т.И. Древнерусский драгоценный убор – сплав влияний и традиций. IX–XIII вв. Художественные стили и ремесленные школы. Утверждено к печати Ученым советом ИА РАН. М. «Гриф и №», 2008. 296 с.;
Жилина Н.В. Зернь и скань Древней Руси. М.: Гриф и К, 2010. 260 с.;
Жилина Н.В. Человек десяти эпох / Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет). М.: НТЦ «Информрегистр», 2010. 207 с.;
Жилина Н.В. «Древнерусские клады IX–XIII вв. Классификация, стилистика и хронология украшений». М.: URSS, 2014.

Статьи

Жилина Н.В. Тверская берестяная грамота № 1. СА. 1987. № 1;
Жилина Н.В. Стили и технология древнерусской зерни и скани. РА. 1998. № 3;
Жилина Н.В. Искусство золотой филиграни по древнерусским кладам (автохтонность и влияния) // Древнерусская культура в мировом контексте: рхеология и медисциплинарные исследования. М.: РГГУ, 1997;
Жилина Н.В. Русское и византийское искусство филиграни // КСИА. Вып. 211. 2001;
Жилина Н.В. Русский ювелирный убор // Родина. 2002. № 11–12;
Жилина Н.В. Тверской кремль. Этапы строительства укреплений и роста городской территории // Кремли России. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» М., 2003. Вып. XV. С. 271–291;
Жилина Н.В. Технология филиграни // КСИА. № 220. 2006;

Жилина Н.В. Византия – центр мировой культуры ювелирного дела (на материалах филиграни). Stratum plus 5. 2005–2009. СПб., Кишинев, Одесса, Бухарест 2009. С. 327–337;
Жилина Н.В. Архаический головной убор (археология, этнография, народное искусство) Stratum plus 6. СПб., Кишинев, Одесса, Бухарест 2010. С. 255–267;

Жилина Н.В. Мужской русский головной убор второй половины XIII–XVII в. и его украшение // Вестник Тверского государственного университета. № 6. 2013. Серия История. Вып.1. Тверь: Тверской государственный университет. С. 3–29;
Жилина Н.В. Русский женский головной убор XV–XVII вв. // Этнографическое обозрение. 2013. № 4. С. 154–174;
Жилина Н.В. Древнерусское прикладное искусство в эпоху становления государственности // Русь в X–XII веках. Общество. Государство. Культура. М.; Вологда: «Древности Севера». 2014. С. 286–298;
Жилина Н.В. Славянские идолы (к изучению монументального искусства славян VI–IX вв.) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2016. № 1. С. 51–69;
Жилина Н.В. Реконструкция венца Владимира Святого на основании изображений на монетах // КСИА. № 241. 2015. С. 263–274;
Жилина Н.В. Русские и ордынцы. Культурное восприятие и неприятие // Stratum plus. Археология и культурная антропология. Нашествие. Пределы катастрофы XIII в. Санкт-Петербург, Кишинев. Одесса, Бухарест. 2016. № 5. С. 223–250;
Жилина Н.В. Стилистические параллели: ювелирные украшения, архитектурная резьба и живопись Древней Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 4. С. 129–142;
Жилина Н.В. Ожерелья в костюме Московской Руси (предварительный очерк) // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Выпуск 12. М. 2016. С. 206–238;
Жилина Н.В. Византийская эстетика и ее славяно-русская современность: по материалам средневекового ювелирного искусства VI–XI вв. // Вестник РГГУ. № 3 (24). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». М. 2017. С. 9–25;
Жилина Н.В. Сравнительный анализ хазарского и славяно-русского убора из украшений к костюму // Поволжская археология. № 2 (20). 2017. С. 127–156;

Жилина Н.В. Рясна в головном уборе Московской Руси // Археология Подмосковья. Вып. 13. М.: ИА РАН, 2017. С. 141–156;
Жилина Н.В.. Серьги в уборе Московской Руси // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 14. 2018. М.: ИА РАН. С. 278–306.;
Жилина Н.В. Средневековый ювелирный убор IX–X веков. Общие тенденциии своеобразие мировых регионов (Византия, Западная Европа и Русь) // Памятники средневековой археологии Восточной Европы. К юбилею М. Д. Полубояриновой.  М.: ИА РАН, 2017. С. 157–186.

Контакты и ссылки

Электронный адрес: [email protected]