Археология Московского Кремля: Раскопки 2016–2017 гг. / Под ред. Н.А. Макаров и В. Ю. Коваля. М., 2018.

В январе 2019 года из печати вышло иллюстрированное издание «Археология Московского кремля»  коллективный сборник, который стал кратким итогом раскопок, проведенных учеными Института археологии РАН в 2016-2017 годах на Кремлевском холме. Раскопки велись на месте демонтированного 14-го корпуса Московского Кремля, под которым когда-то находились Чудов и Вознесенский монастыри и Малый Николаевский дворец. В сборник, предназначенный для широкой публики, вошло 22 статьи, в числе которых – библиография и список встречающихся в сборнике археологических и других научных терминов.

1. Во вступительной статье «Что мы знаем о древностях Московского Кремля» (Н.А Макаров) рассказывается об истории археологического изучения Кремля и о наиболее дискуссионных вопросах истории ранней Москвы, а также о новых исследованиях, которые позволили получить новые данные о кремлевских древностях с использованием современного арсенала научных методов и технологий. Отмечается, что были собраны материалы, важные для разработки двух крупных тематических направлений археологии: начала Москвы как одного из городских центров Северо-Восточной Руси, история ранней Москвы в общем контексте древнерусской урбанизации XII–XIV веков, и культура Московской Руси и ее политической элиты позднего средневековья и раннего Нового времени.

2. «Восточная часть Кремля: история и историческая топография» (А. В. Яганов, Энговатова А. В., Макаров Н. А.) представляет обзор письменных источников, в которых говорится, как застраивалась территория Чудова монастыря, начиная от 1365 года и заканчивая 1929 годом, когда монастырь был разобран. Какой предстала последовательность строительства по данным раскопок, можно прочитать в статьях «Монастырские постройки: остатки церкви Чуда Архангела Михаила, галерей и трапезной», «Монастырские постройки: церкви Благовещения и Митрополита Алексия 1680 – 1686 гг.» (Яганов А.В.) и «Малый Николаевский дворец» (Энговатова А. В., Яганов А. В.).

3. В статье «Задачи и ход раскопок» (Макаров Н. А., Энговатова А. В., Коваль В. Ю.) описывается последовательность археологических работ: где были заложены шурфы, какие были обнаружены находки и как был выявлены наиболее перспективные части для изучения ранней истории. О том, какие естественно-научные методы использовались для датирования культурных отложений, о палинологических и палеопочвенных исследованиях и о том, какие новые данные были получены благодаря их применению, сообщается в статьях «Древнейшие горизонты освоения: постройки и культурный слой» (Макаров Н. А., Энговатова А. В., Коваль В. Ю.) и «Природная среда окрестностей Кремлевского холма в средневековье» (Алешинская А. С.).

4. В статьях «Культурный слой на Ивановской площади» (Макаров Н. А., Панченко К. И.) и «Под фундаментами Военной школы имени ВЦИК: культурный слой и некрополь в центральной части Чудова монастыря» приводятся подробные характеристики культурных слоев на этих участках. Так, пятиметровый культурный слой под Ивановской площадью на многих участках сохраняет последовательно сменяющие друг друга горизонты различных исторических периодов – от второй половины XII века до слоев XVIII – XIX веков. Стратиграфия на участке демонтированного 14 - го корпуса, наоборот, была нарушена: в ходе стройки были срезаны все культурные слои, а фундаменты здания вошли глубоко в материк.

5. В культурных слоях Кремля конца XII – первой трети XIII века под 14 - м корпусом сохранилось множество находок, относящихся к домонгольскому времени. В статье «Древнейшие горизонты: материальная культура» (Коваль В. Ю., Зайцева И. Е., Модин Р. Н.) подробно рассказывается о находках, характеризующих жизнь ранней Москвы: украшениях, бытовых предметах, один из которых содержит самую древнюю на сегодняшний день кириллическую надпись на территории Москвы. В статье «Удельный период»: материальная культура, восточные влияния» (Коваль В. Ю.) анализируются изменения, произошедшие в материальной культуре и особенности построек, относящиеся к эпохе после нашествия Батыя – с XIII века по середину XIV века.

6. Изучение кухонных остатков по остеологической коллекции Кремлевского холма позволило определить примерную мясную диету москвичей на протяжении шести столетий, с XII по конец XVII века. Оказалось, что основой мясного стола у жителей Московского Кремля, несомненно, была говядина, к ней в заметно меньших объемах прибавлялась свинина, изредка – баранина и козлятина. Также любопытен тот факт, что мясо лося и кабана было статусным для владельцев богатой усадьбы, а пирожки с зайчатиной ели в основном небогатые люди – « Археозоологические остатки из культурного слоя» (Антипина Е. Е., Яворская Л. В.).

7. Во время раскопок была исследована часть некрополя Чудова монастыря – места, где со второй половины XIV века и до 1771 года хоронили крупных церковных иерархов и приближенных к великокняжеским и царским дворам. Полученные данные легли в основу нескольких статей, в которых описываются особенности погребального обряда, специфика погребальных сооружений, уточняются сведения о личностях и социальном статусе погребенных («Монастырский некрополь: саркофаги и плиты», Беляев Л. А., Курмановский В. С.; «Монастырский некрополь: погребальный обряд», Энговатова А. В., Васильева Е. Е.; «Волосники из некрополя Чудова монастыря», Энговатова А. В.). Анализ антропологических останков с использованием современных методов изучения позволил осветить различные стороны жизни людей, которые играли важную роль в Российском государстве и церковной жизни на протяжении примерно четырех веков, с XIV по XVII век («Московская знать по антропологическим материалам некрополя Чудова монастыря», Добровольская М. В.; «Некрополь Чудова монастыря: пища московской знати по данным изотопного анализа», Энговатова А.В.).

Издание можно приобрести в киоске издательства "Политическая энциклопедия", который находится по адресу: г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19 (1 этаж, налево от входа в здание, киоск работает с 10.00 до 18.00 в рабочие дни).