АП-17: «домик мёртвых» и граффити пациентов

22 апреля 2021 г.

Опубликован 17-й выпуск сборника «Археология Подмосковья». В него вошли материалы семинара, прошедшего в феврале 2020 г. В книге три раздела. Два из них объединяют статьи по хронологическому принципу: «Древности эпохи раннего железного века и древнерусского времени», а также «Археология Нового времени». В третьем представлены статьи о керамике («Керамология»). Четвёртый раздел посвящён памяти коллег, всю жизнь изучавших древности Подмосковья и соседних территорий: М.И. Гоняного и А.В. Трусова.

В частности, Е.Ю. Тавлинцева, О.С. Хохлова и И.Л. Максименко публикуют «длинный дом» последней трети I тысячелетия до н. э., открытый на городище Ростиславль. Он состоял не менее, чем из 5–6 отсеков, объединённых в пары. В каждом отсеке зафиксировано несколько глиняных полов, на каждом из которых был очаг. Полы делали из специально подобранной светлой глины. Микроморфологический анализ показал, что в ней содержатся растительные остатки, угольная пыль и карбонатная щебёнка. При перестройках не только возводили новые стены, но и обновляли интерьер: делали новые полы и очаги. Причём новые очаги, как правило, располагали на тех же местах, над старыми. Судя по стратиграфии одной из построек, такие «ремонты» имели место не меньше четырёх раз.

Т.Н. Новоселова и В.И. Вишневский пишут о «домике мёртвых», исследованном на Ратьковском финно-угорском могильнике (Сергиево-Посадский район). Он состоял из трёх срубов, один из которых частично перекрывал яму с кремированными костями и развалом лепного сосуда. Внутри постройки и рядом с ней обнаружили ещё два сосуда in situ. Кроме того, под брёвнами нашли бронзовые детали головного венчика и фрагменты ткани. Радиоуглеродные даты конструкции – середина VI – середина VII в.

А.В. Энговатова, А.Г. Авдеев и Е.К. Кадиева рассказывают о граффити на сосудах из Троице-Сергиевой лавры. Всего таких находок 56, они датируются второй половиной XVI – началом XVIII в. Многие граффити представляют собой имена, а кроме того, их нашли недалеко от келарских и больничных палат. Так что авторы статьи предположили, что надписи были владельческими, личными метками людей, которые довольно долго находились в одном помещении. Это могли быть пациенты монастырской больницы.

А.В. Яганов описывает архитектуру Михайло-Архангельского собора кремлёвского Чудова монастыря, где Институт археологии РАН проводил исследования в 2015–2017 гг. По мнению исследователя, собор был единственным в своём роде зданием переходного периода московского зодчества, когда архитектурные традиции, сложившиеся с середины XV в., уступали место новшествам, привнесенным итальянскими строителями и архитекторами. А.В. Яганов выделяет главные конструктивные и декоративные особенности собора, уделяя особое внимание его двухъярусным подклету и подвалу.

О.Н. Глазунова в своей статье исследует истоки одного и сюжетов изразцов XVII в. из Нового Иерусалима: экземпляров со сложным арабесковым орнаментом. Она приходит к выводу, что этот сюжет происходит из Троице-Сергиевой лавры, причём в Новый Иерусалим он попадает не напрямую, а через Иверский Валдайский монастырь. Интересно, что другие изразцы с троицким мотивом – с изображением единорога – тоже встречаются в Новом Иерусалиме, но широкого распространения не получили. Налицо то, что называют «предпочтениями заказчика», заключает автор статьи.


Загрузить полный текст сборника можно в электронной библиотеке ИА РАН.


 Статьи, упомянутые в анонсе:

Тавлинцева Е.Ю.,?Хохлова О.С.,?Максименко И.Л.
Исследование многокамерной жилой постройки I тысячелетия до н. э. на городище Ростиславль

Новоселова Т.Н., Вишневский В.И.
Погребальное сооружение – «домик мертвых» Ратьковского финно-угорского могильника VI–VII вв. (по материалам раскопок в 2018–2019 гг.)

Энговатова А.В., Авдеев А.Г., Кадиева?Е.К.
Граффити на сосудах второй половины XVI – начала XVIII в. из раскопов Троице-Сергиевой лавры: атрибуция, классификация, хронология

Яганов А.В.
О периодизации пространственно-планировочной структуры собора Чудова монастыря 1501–1503 гг.

Глазунова О.Н.
Выбор сюжета для печных изразцов в XVII в.: Троице-Сергиева лавра и Новый Иерусалим