Экспедиция ИА РАН обнаружила на Западном Шпицбергене остатки обшивки поморского судна
Во время обследования острова Западный Шпицберген экспедиция ИА РАН обнаружила на побережье залива Гренфьорд прекрасно сохранившиеся остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в. Этот объект не указан на сайте Kulturminnesok, в котором находится наиболее полная информация о норвежских объектах всемирного наследия, архитектурных и археологических памятниках. Сотрудники экспедиции обследовали памятник, подготовили и передали всю информацию, необходимую для постановки этого объекта на государственный учет, в норвежский директорат культурного наследия.
Берег залива и место находки
Работы на архипелаге проводилась в рамках НИР "Сохранение и исследование памятников российского культурно-исторического наследия на архипелаге Шпицберген" (№ НИОКТР 122092200009-5).
В 2022 г. Шпицбергенская экспедиция ИА РАН провела мониторинг археологических памятников Западного Шпицбергена. Одной из задач экспедиции был поиск новых археологических данных, связанных с русским освоением архипелага. В частности, археологи вели поиск остатков русских судов XVI–XIX вв., оценивали их состояние и собирали информацию, необходимую для сохранения этих объектов, разрушающихся под воздействием природных и антропогенных процессов.
Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.
Именно такой памятник был найден на восточном берегу залива Гренфьод, приблизительно в 70 м от береговой линии моря – остатки бортовой обшивки поморского судна, частично погруженные во влажный, покрытый мхом грунт.
Фрагмент бортовой обшивки состоял из трех последовательно соединенных между собой досок. В наибольшую длину (ок. 450 см) сохранилась доска № 1, длина доски № 2 – 391 см. Основная часть доски № 3 скрыта под грунтом, длина видимой ее части – около 150 см. Ширина досок в среднем около 15 см, их толщина – 4-4, 5 см.
Доски были одновременно сшиты при помощи креплений двух типов. Первый тип крепления – соединение элементов обшивки при помощи достаточно массивных нагелей (деревянных гвоздей без шляпок и острия) диаметром 32–34 мм. Два таких нагеля и дырку от третьего сотрудники экспедиции обнаружили на стыках между досками № 1 и № 2. Крайние нагели находятся на расстоянии около 273 см друг от друга: это говорит о том, что приблизительное расстояние между соседними нагелями было около 130 – 140 см. Еще один нагель был найден между доской № 2 и № 3.
Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.
Второй способ крепления представляет собой пару нагелей, соединенных вицами – деревянными веревками, скрученными из гибких веток, прутьев, тонких стволов молодых деревьев. Расстояния между нагелями, диаметр которых – около 1 см, достигает 5 см, расстояние же между парами составляет от 95 до 174 мм. Соединение с помощью просмоленных виц было одним из способов обеспечить монолитность обшивки судна. Такое крепление традиционно применялось для крепления деревянных плотов и судов, которые именно из-за него в архангельских говорах назывались вичанками, вичовками (см. ст. Вица / Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / Авт.-сост. В. И. Даль).
Все эти детали свидетельствуют о том, что доски принадлежали поморскому судну – кочу. Известно, что на Грумланд (поморское название архипелага Шпицберген) поморы ходили на «больших кочах» – судах, которые были приспособлены для продолжительного плавания в ледовых условиях. На протяжении нескольких столетий на кочах поморы отправлялись добывать рыбу и морского зверя в арктических широтах, проложили путь до Мангазеи, Новой Земли и Шпицбергена.
Фрагмент досок бортовой обшивки
Основные сведения о грумантском коче были получены при проведении археологических исследований. Судовое дерево – одна из частых находок при раскопках русских поселений: практически во всех исследованных поселениях полы были сделаны из досок палубного настила. Также большое количество остатков судового дерево археологи находят при обследовании побережья. В настоящее время обнаружено и зафиксировано около 300 фрагментов судов.
Фрагменты кочей, найденных на Шпибцергене, показывают, что конструкция судов изменялась в течение времени. На самом первом этапе освоения архипелага поморы отправлялись на судах такого же типа, на которых поморы ходили на Новую Землю. Но особенности продолжительного плавания в условиях открытого моря, осложненные ледовой обстановкой, вынудили поморских корабелов изменить некоторые детали: утяжелить конструкции, ввести дополнительные элементы, укрепляющие корпус судна. Если ранние кочи изготавливали, скрепляя детали нагелями и вицами, то в XIX в. уже использовали железные детали.
Рабочий момент
Каждая новая находка судового дерева позволяет получить больше информации об устройстве кочей, их конструктивных особенностях и сохранить памятники российского культурно-исторического наследия на архипелаге Шпицберген.