Тимощук Борис Анисимович


07.04.1919 – 26.02.2003

Учёные звание/степень; должность и место работы
Доктор исторических наук, научный сотрудник ИА АН СССР


Участие в Великой Отечественной войне
Военно-морской флот.
Старшина 2-й статьи.
Днепровская, Пинская флотилии


Награды
Орден Отечественной войны II степени


Истории, личные воспоминания
В 1939 г. окончил Педагогический институт в Житомире и Одессе, работал учителем истории. Осенью 1939 г. призван на военную службу в Кронштадт. В 1940 г. окончил школу младших командиров, служил в 1 десантной бригаде морской пехоты в Койвисто, затем в Пинской военной флотилии связист на мониторах, старшина 2-й статьи. Войну встретил под Брестом, несколько раз был в окружении. Затем в составе Шинской флотилии переведен на Днепровскую флотилию, командовал монитором "Винница", участвовал в боях за Киев, но в октябре 1941 г. попал в плен, бежал в Житомир, там возил хлеб партизанам. В августе 1942 г. в числе других был арестован СД, сидел в тюрьме как помощник партизан. Из Житомира немцами был направлен в Бердичев, весной 1943 - в концлагерь Майданек. В марте 1944 г. участвовал в попытке побега при перевозке пленных в Германию. Побег провалился, почти все погибли, т.к. немцы не давали воды 5 дней. Затем находился в концлагере Флоссенбург в Баварии, оттуда был освобожден в апреле 1945 г. союзными войсками. Был в Чехословакии в проверочном лагере, потом вновь мобилизован в Советскую армию, служил в полку офицерского резерва до 1946 г.

Из воспоминаний Бориса Анисимовича:

«Приближение Советской Армии весной 1944 года к восточным границам Польши коренным образом отразилось на атмосфере Майданека - фашистского концлагеря в Люблине. Мы, заключенные, несмотря на строгую изоляцию от внешнего мира, знали об успехах наших доблестных воинов, беспредельно радовались этому, с нетерпением ждали встречи со своими освободителями, готовились к этому. Все это сильно беспокоило гитлеровцев, и они начали готовиться к эвакуации лагеря. Первыми к такой эвакуации, согласно планам СС-цев, подлежали советские граждане наиболее активная сила среди заключенных гитлеровских концлагерей.

… Как только поезд набрал скорость, в вагонах под стук колес заработали однозубые (гвозди) и многозубые пилочки. Ими надрезали деревянные стенки вагонов и при последующем ударе в вагоне образовывалось отверстие, через которое один из заключенных пробирался снаружи к дверям и открывал их для побега остальных заключенных. Побег начался успешно. Более 80 человек буквально под боком эсэсовцев (они при движении поезда стояли на страже в тамбурах вагонов) удалось спрыгнуть из вагонов и скрыться в лесу. Один из заключенных, 86-й по счету, нарушил инструкцию подпольного комитета о том, как прыгать из вагона и обратил этим внимание на себя охранников. Началась стрельба, был сразу же сорван стоп-кран. В вагоны врывались эсэсовцы, избивали всех подряд, травили собакам, требовали отдать режущие инструменты.

После многочасовой экзекуции нас согнали в неповрежденные вагоны, по 200 человек в каждый (до этого в каждом вагоне находилось по 55 заключенных) и больше четырех дней нам не давали ни капли воды.»

(Из сборника воспоминаний «Археологи на войне: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны», ред. Матюшин Г.Н.. – М., 1990. – 79 с.)