ПИФК-4: балтийские лунницы, возрождение Танаиса и редкий склеп из Фанагории
Свет увидел последний в 2019 г. – четвёртый – выпуск журнала «Проблемы истории, филологии и культуры». В новом номере опубликовано несколько статей сотрудников и аспирантов Института археологии РАН.
Так, В.И. Кулаков рассказывает о лунницах и подвесках из погребений эстиев римского времени. Он, в частности, приходит к выводу, что в начале нашей эры лунницы восходили к античным символам, а варварам служили оберегами. В середине I тыс. н.э. в юго-восточной Балтии распространяются «трёхрогие», а в V–VI вв. – «птичьи» лунницы (дериваты германских). В IX–XI вв. появляются лунницы, похожие на скандинавские и славянские.
Н.Н. Преснова свою статью посвятила восстановлению Танаиса после того, как его в конце I в. до н.э. разгромил боспорский царь Полемон. По мнению автора, западный участок «основного четырёхугольника городища» часто перестраивался, так как там находилась одна из главных линий обороны. Перестройки фиксируются также в южной части, где находились ворота и общественный центр города. В центральной и восточной частях цитаделях изменения были минимальны – там располагались дома и хозяйственные сооружения.
М.Е. Клемешова изучила лепную керамику поселения Полянка (Восточный Крым), используя методы технико-технологического А.А. Бобринского. Исследователь установила, что все эти сосуды сделали из ила и илистой глины морских лиманов. По её мнению, лепная керамика Полянки принадлежала местному варварскому населению, которое долгое время сохраняло свои гончарные традиции и очень слабо смешивалось с носителями других традиций.
О.М. Ворошилова публикует редкий тип погребальных сооружений Фанагории – двухкамерный склеп 170. Это самое раннее погребение среди подобных – оно датируется концом III в. н.э. Автор выделяет признаки, присущие погребениям в таких склепах – как в инвентаре, так и в погребальных традициях в целом.
А.А. Завойкин пишет об общественном здании на акрополе Фанагории. По его мнению, оно служило гражданским целям, хотя и возможность религиозно-культового назначения не удаётся полностью исключить. Наиболее вероятное время существования – середина IV – конец II в. до н.э.
С полным текстом четвёртого выпуска «ПИФК» можно познакомиться по этой ссылке.
Статьи, упомянутые в обзоре:
Кулаков В.И. (Москва) – Лунницы и подвески особых форм в древностях Юго-Восточной Балтии. С. 5–17.
Ворошилова О.М. (Москва) – Двухкамерный склеп 170 из Фанагории. С. 145–162.
Завойкин А.А. (Москва) – Эллинистическое общественное здание на акрополе Фанагории. С. 297–321.