Культ медведя у скифов
5 апреля 2021 г.
Вышла из печати новая книга В.И. Гуляева – «Культ медведя у населения Восточной Европы в скифскую эпоху». На недавней книжной ярмарке non/fictio№22 она вошла в «топ-лист».
Книга состоит из четырёх глав. Во введении автор рассматривает историю культа медведя – от палеолита до эпохи бронзы, а также этнографические свидетельства. Главы посвящены образу этого хищника в различных культурах и областях раннего железного века: в Днепро-Донской лесостепи, в элитных курганах Степной Скифии, у кочевников Нижней Волги, Южного Урала и Центральной Азии, в ананьинской, дьяковской и городецкой культурах.
В.И. Гуляев показывает, что образ медведя был распространён не только в лесных областях Урала и Поволжья, как считают многие исследователи, но и в Скифии – как Лесостепной, так, частично, и Степной. Мнение о том, что скифы заимствовали образ бурого медведя из ананьинской культуры, также неверно, полагает автор книги. По его мнению, этот мотив появился в архаическую эпоху (800–700 гг. до н.э.) в Центральной Азии, там, где по одной из версий, находилась прародина ранних номадов (в том числе скифов). Если точнее, это территория Монголии, Тувы, Алтая и Казахстана. Так, изображения медведя встречаются ещё на предметах VIII в. до н.э. в Восточном Казахстане (круганы Елеке-Сазы и Байготобе), затем – начала VII в. до н.э. на Памире (курган №10, Тамды). И, наконец, во второй половине VII в. до н.э. они появляются в конечном пункте миграции кочевников – на Северном Кавказе (Келермесские курганы).
Как установил В.И. Гуляев, в скифо-сибирском искусстве существовали две главные версии мотива: «поза пьющего животного» и «жертвенная поза». В первом случае медведя показывали в профиль, стоящим, с головой, наклонённой вниз. Во втором обозначали только голову и две лапы, на которых она покоилась, в анфас. Кроме того, встречались и отдельные изображения медвежьих лап.
Эти образы были распространены неодинаково. Так, в Лесостепном Среднем Подонье медведя показывали только «пьющим», и нет ни одной находки в «жертвенной позе», а «медвежьи лапы» – единичны. В Приднепровской Лесостепи, напротив, много «лап» и мало изображений «в полный рост». А вот в «царских курганах» Степной Скифии, а также в степном Крыму, встречаются все три мотива. Следовательно, и поклонялись бурым хищникам в каждом регионе по-разному, заключает исследователь.
Ознакомительный фрагмент книги можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.
Выходные данные издания: Гуляев В.И. Культ медведя у населения Восточной Европы в скифскую эпоху. – М.: ИА РАН, 2020. – 248 с.