КСИА-269: происхождение керамики и скифский жрец

13 марта 2023 г.

Издан 269-й выпуск «Кратких сообщений Института археологии». В нём опубликованы 27 статей. Они сгруппированы, в первую очередь, по хронологическому признаку – от каменного века до Средневековья; отдельные разделы посвящены естественнонаучным методам, исследованиям керамики и истории науки.

К.Н. Гаврилов, Г.А. Хлопачев и Д.К. Еськова публикуют антропоморфную фигурку из бивня мамонта, обнаруженную в 2020 г. на верхнепалеолитической стоянке Хотылёво 2. Несмотря на то, что изображение имеет обобщенный характер, аналогии позволяют трактовать его как мужскую статуэтку. Как считают исследователи, фигурка была навершием острия.

Ю.Б. Цетлин посвятил свою статью генезису лоскутного налепа – древнейшего приёма изготовления глиняных сосудов. По его мнению, эта технология происходит из традиции обмазывания плетёных сосудов. Исследователь подкрепляет гипотезу археологическими, этнографическими и экспериментальными свидетельствами.

В.Е. Маслов, А.Н. Гей, А.А. Клещенко вводят в научный оборот информацию о раннескифском погребении из приазовской части Краснодарского края. В нём, в частности, обнаружены 127 бронзовых и три железных наконечника стрел, а также восемь роговых грибовидных столбиков (вероятно, от горита). Наиболее близкие параллели набору стрел происходят из двух курганов могильника Новозаведенное-II, а также из кургана у с. Китайгород в степном Поднепровье.

М.В. Добровольская и её коллеги реконструируют историю жизни мужчины, погребённого в IV в. до н.э. в скифском могильнике Девица V. У индивида выявлены следы давних множественных переломов, а также свидетельства избыточного веса и нарушения обмена веществ. Кроме того, установлено, что его диета была высокобелковой. Исследователи соотносят такой образ жизни, а также некоторые находки из погребения с сообщениями древних авторов об энареях – женоподобных жрецах.

К.И. Панченко описывает погребение XV в., открытое в Тайницком саду Московского Кремля. В нём покоился 40-летний мужчина в монашеском облачении: от последнего сохранились плетеный крест (аналав) и кожаный пояс с оттиснутыми изображениями двунадесятых праздников. Эти детали облачения говорят о высоком церковном статусе погребённого: похожие вещи были на останках трех игуменов Юрьева монастыря. Захоронение находится вне известных некрополей. Учитывая предполагаемый высокий статус усопшего, автор статьи предполагает обнаружение на подоле Московского Кремля монастырского кладбища, не зафиксированного ранее.

Полный текст выпуска можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.


Статьи, упомянутые в анонсе:

Гаврилов К.Н., Хлопачев Г.А., Еськова Д.К.
Новая антропоморфная статуэтка верхнепалеолитической стоянки Хотылёво 2 (пункт В, раскопки 2020 года)

Маслов В.Е., Гей А.Н., Клещенко А.А.
Погребение скифского воина из Приазовья

Добровольская М.В., Володин С.А., Шевченко А.А., Попов М.А., Степанова Е.А., Данилевская В.И.
Реконструкция «истории жизни» индивида из кургана 7 могильника Девица V

Панченко К.И.
Монашеское захоронение в Тайницком саду Московского Кремля

Цетлин Ю.Б.
Происхождение лоскутного налепа