АА-5: храмы Андрея Боголюбского и приказы Московского Кремля

Вышел новый – пятый – номер журнала «Архитектурная археология». В нём опубликованы 14 статей: аналитические статьи, публикации архивных материалов и графических реконструкций, а также результаты исследования коллекций. В центре внимания авторов – древнерусские памятники, сооружения средневековой Таврики и здания Нового времени.

Так, А.И. Айбабин и Э.А. Хайрединова описывают небольшой христианский храм рубежа IX–X вв., открытый в Эски-Кермене (Крым, раскопки 2018–2019 гг.). Он был однонефным, с пристроенным притвором, на стенах сохранились остатки расписной штукатурки. До разрушения храма в 1299 г. на его территории были погребены не менее 700 человек. По планировке, размерам и пропорциям эски-керменское здание близко храму с аркосолиями из портового района Херсонеса. В целом же такого типа сооружения повсеместно строились в Византии X–XII вв.

С.Н. Вахтанов вводит в научный оборот рисунки-граффити Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Большинство из них представляют собой изображения крестов; других сюжетов мало, но они тоже связаны с церковной тематикой: гробница, храм, руки в молитвенном положении. Строительных меток всего две. Поскольку храм несколько раз перестраивался, точно датировать рисунки затруднительно, но значительная их часть может относиться к домонгольскому времени.

Вл.В. Седов в своей статье рассматривает вопрос о взаимоотношении трёх храмов времени Андрея Боголюбского: Успенского во Владимире, Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова на Нерли. Исследователь анализирует те формы Успенского собора, которые сохранились внутри более поздней обстройки, письменные свидетельства о трёх храмах, подбирает аналогии в романской архитектуре. По мнению автора, церковь во Владимире была построена раньше двух других, и её прототипы находятся в Павии (Ломбардия). В дальнейшем к ломбардским мастерам, судя по аналогиям, присоединились коллеги из Эмилии; вместе они создали храм Рождества Богородицы и Покрова на Нерли.

А.Ф. Литвина и Ф.Б. Успенский разбирают летописное сообщение о ктиторах (покровителях) псковской церкви Жен-Мироносиц (1546 г.). Ранее считалось, что в нём упоминаются три ктитора, но имя третьего было, как казалось, записано с нарушением синтаксических норм. Авторы предполагают, что «третий ктитор» – это в действительности непубличное христианское имя, которое принадлежало отцу «второго» благодетеля. Ктитор посвятил один из церковных приделов св. Кириллу, в честь покровителя своего отца, поэтому и потребовалось указать второе, непубличное имя. Не исключено, что этот отец ктитора упоминается в агиографических преданиях о чудесах св. Саввы Крыпецкого.

М.В. Вдовиченко с коллегами публикуют новые результаты архитектурно-археологического исследования здания приказов XVII в. в Московском Кремле (по материалам раскопок 2018–2021 гг.). Авторам удалось привязать чертежи XVIII в. к современной топосъёмке, а также установить, какая именно часть конструкций была раскрыта раскопками. Благодаря многочисленным архивным описаниям, аналогиям и нескольким изображениям получилось создать подробные трёхмерные виртуальные реконструкции облика приказов на периоды 1702–1703 и 1740–1750-х гг. (Модели сделаны в программе 3DS Max).

 

Ознакомительный фрагмент выпуска можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.


Статьи, упомянутые в анонсе:

Айбабин А.И., Хайрединова Э.А. Однонефный храм в квартале II византийского города на плато Эски-Кермен

Вахтанов С.Н. Рисунки-граффити Георгиевского собора в Юрьеве-Польском

Вдовиченко М.В., Еремеев В.Е., Затяева Е.К., Пророкова Е.Н., Фомичёва Ю.С. Опыт виртуальной трехмерной реконструкции здания приказов XVII в. в Московском Кремле

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Еще раз о ктиторах церкви Жен-Мироносиц во Пскове (XVI в.)

Седов Вл.В. Успенский собор во Владимире и архитектура князя Андрея Боголюбского


Выходные данные:

Архитектурная археология = Architectural archaeology, №5 / Институт археологии Российской академии наук. – Москва: Институт археологии РАН, 2023 – 220 с.