АА-4: новгородский Юрьев монастырь

Издан новый – четвертый – выпуск «Архитектурной археологии». Он посвящён новгородскому Юрьевскому монастырю и его Георгиевскому собору: результатам археологических, архитектурных, исторических, и искусствоведческих исследований. Георгиевский собор был заложен в 1119 г., а в 1120–1130-е гг. украшен фресковой росписью. В последствии он несколько раз перестраивался и достраивался, но в целом очень хорошо сохранился. С 2013 г. внутри и вокруг собора работает Новгородский архитектурно-археологический отряд ИА РАН. Новые раскопки значительно увеличили знания об архитектуре, строительных особенностях, деталях устройства, монументальной росписи собора и его некрополя. Были, в частности обнаружены тысячи фрагментов первоначальной росписи, на которой сохранились не только лики и одежды, но и надписи-граффити.

Вл.В. Седов в своей статье анализирует организацию фасадов Георгиевского собора Юрьева монастыря. В ней сочетаются две системы членений: большая система аркад, охватывающих прясла, и малая, состоящая из окон и арочных ниш. Всего на фасадах три портала, 34 арочных окна и 50 ниш. По всем фасадам проходит один и тот же вертикальный ритм: невысокий ряд ниш внизу, потом высокий ряд окон, выше – невысокий ряд ниш, затем высокие окна. По мнению автора, эта система попала в Новгород из Киева, а туда она пришла из византийской архитектуры. В Георгиевском соборе такой приём организации фасадов достиг наивысшего развития, однако после него ниши в древнерусской архитектуре использовались лишь эпизодически и рудиментарно.

Фундаментам Георгиевского собора посвящена статья М.В. Вдовиченко. Валунные и плитняковые субструкции лежат под стенами храма и в виде лент, протянутых от столбов к стенам в поперечном и продольном направлениях. Фундамент двухчастный – состоит из 6–7 рядов валунов и цоколя, первоначальная кладка которого была смешанной: из плитняка и плинфы. Такое устройство характерно и для других новгородских «княжеских» соборов XII в. Как считает исследователь, умно и сложно организованная сетка фундаментов обеспечила исключительную высоту Георгиевского собора. Именно валунные ленточные фундаменты, по мнению автора, позволили собору дожить до наших дней.

О.Е. Этингоф реконструирует иконографию домонгольских фресок Георгиевского собора по их фрагментам. Судя по размеру изображений, программа декорации содержала до шести регистров. В барабане главного купола располагались фигуры пророков. Среди росписей были первосвященники, а возможно, и другие ветхозаветные сюжеты. В центральной апсиде был святительский чин, он мог продолжаться и в южной апсиде. В центральном нефе и северной апсиде были изображены в том числе ангельские силы. В соборе была широко представлена воинская тема. Реконструируются также фигуры со свитками и с благословляющей десницей, святых с крестами в руках, и кроме того, цикл образов Христа.

Д.С. Першина и Е.М. Саенкова сообщают о результатах технико-технологического исследования иконы Святого Георгия из Юрьева монастыря. Образ неоднократно подновлялся, но его первоначальный вид удаётся реконструировать с помощью микроскопа, рентгена, макро- и микрофотографий, инфракрасной съёмки и изучения деревянной основы. Выяснилось, что контуры фигуры святого сейчас близки к первоначальному, хотя авторский вариант отличается отдельными деталями и рисунком. Красочные смеси XII в. очень простые, состоят из одного-двух пигментов. Основу колористического решения составляли три цвета: ультрамарин, красный и светло-коричневый, которые сочетались с золотым фоном. Исследователи отмечают и ряд авторских художественных приёмов, например, отсутствие позема.


Загрузить ознакомительный фрагмент сборника можно в электронной библиотеке ИА РАН, купить выпуск можно в специальном разделе.


Статьи, упомянутые в анонсе:

Седов Вл.В. Архитектура Георгиевского собора Юрьева монастыря и первая система организации фасадов в архитектуре Древней Руси: ярусы окон и арочных ниш

Вдовиченко М.В. Фундаменты Георгиевского собора Юрьева монастыря по материалам архитектурно-археологических исследований

Этингоф О.Е. Материалы по иконографии фресок XII в. из наоса Георгиевского собора Юрьева монастыря (предварительные наблюдения)

Першина Д.С., Саенкова Е.М. Образ великомученика Георгия из Юрьева монастыря: проблема реконструкции первоначального вида иконы