Наскальное искусство: актуальные проблемы изучения и сохранения
5–7 апреля 2019 г.
Музей-заповедник "Томская Писаница"
Центр палеоискусства Института археологии РАН
Музей "Археология, этнография и экология Сибири" Кемеровского государственного университета
Сибирская Ассоциация исследователей первобытного искусства
2-ой научно-образовательный семинар
НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
5‒7 апреля 2019 г. в г. Кемерово прошёл научно-образовательный семинар "Наскальное искусство: актуальные проблемы изучения и сохранения"
Организаторы мероприятия: музей-заповедник "Томская Писаница", Центр палеоискусства Институт археологии Российской академии наук, Сибирская Ассоциация исследователей первобытного искусства, Кемеровский государственный университет.
Задачи: ознакомление студентов и молодых специалистов с актуальными проблемами и достижениями в сфере изучения и сохранения наскального искусства; повышение интереса к такому виду культурно-исторического наследия, как наскальное искусство; формирование навыков практической работы по изучению и сохранению объектов наскального искусства; подготовка кадров для научной работы и музейной деятельности в сфере изучения и сохранения наскального искусства.
С учетом того, что специалистов по изучению наскального искусства в нашей стране крайне мало и специальных образовательных программ по этому профилю нет совсем, при том что памятниками этого рода Россия (и особенно Сибирь) очень богата, ‒ чрезвычайно актуально делать всё возможное для воспитания кадров в сфере изучения и сохранения этой важнейшей части нашего культурно-исторического наследия. В музейных, научных и образовательных учреждениях города Кемерово по традиции, заложенной А. И. Мартыновым, уделяется очень большое внимание наскальному искусству: и как одному из направлений археологии, и как виду наследия (например, только среди сотрудников музея-заповедника "Томская Писаница" сейчас насчитывается 5 специалистов в этой сфере). Поэтому не удивительно, что именно в г. Кемерово родилась инициатива проведения научно-образовательного семинара по такой специфической тематике. Сейчас, когда мы готовимся к празднованию 300-летия научного открытия Томской писаницы (в 2021 г.) – а именно с этого началось развитие науки о наскальном искусстве в нашей стране – проведение семинара можно считать одним из шагов на пути к этому важному юбилею.
Семинар прошёл во второй раз. В 2018 г. он был организован сотрудниками музея-заповедника "Томская Писаница" и Кемеровского государственного университета для небольшой группы заинтересованных в изучении наскального искусства студентов КемГУ и прошел успешно. Тема его оказалась востребованой; были даже отклики из других городов с просьбами сделать семинар периодическим и приглашать участников не только из Кемерово. В 2019 г. интерес к семинару проявили сотрудники Центра палеоискусства Института археологии РАН в Москве и выразили готовность участвовать в его организации и проведении.
В этот раз семинар собрал более 50-ти участников, среди которых бакалавры, магистранты и аспиранты из вузов гг. Кемерово, Казань, Новосибирск, Томск, Красноярск, Санкт-Петербург; специалисты по охране памятников, научные и музейные сотрудники из организаций гг. Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Екатеринбург, Красноярск, Уфа, Барнаул, Новосибирск; занятия проводят сотрудники учреждений организаторов – специалисты из гг. Москва, Санкт-Петербург и Кемерово.
Мероприятия семинара будут проходить в Кемеровском государственном университете (5 апреля) и музее-заповеднике "Томская Писаница" (6 и 7 апреля).
Семинар проводился при финансовой поддержке Администрации Кемеровской области и Института археологии РАН (проект РФФИ № 17-31-00025)
В программе семинара:
1. Лекции:
- Что такое памятники наскального искусства и почему их нужно документировать.
- От эстампажа к отливке. Развитие методов факсимильного копирования петроглифов.
- Общие принципы цифровых методов документирования памятников наскального искусства.
- Трехмерные модели объектов наскального искусства и что с ними делать дальше.
2. Экскурсия-лекция о состоянии сохранности памятника наскального искусства «Томская писаница» и его реставрации.
3. Мастер-классы:
- Применение беспилотных летательных аппаратов для документирования памятников наскального искусства.
- Методы выявления наскальных рисунков, выполненных краской: цифровая коррекция, пигментные карты, DStretch.
- Фотограмметрия в документировании памятников наскального искусства.
- Применение спектральной фотосъемки для документирования наскального искусства.
- Использование факсимильных копий для реконструкции поврежденных объектов наскального искусства.
4. Знакомство с экспозициями и фондами Музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, Музея-заповедника «Томская Писаница» и Музея наскального искусства Азии в его составе, выставкой коллекции факсимильных копий и подлинных плит с петроглифами.