История и археология Юрьевца-Повольского
Юрьевец – один из древнейших городов Ивановской области – расположен на высоком правом берегу Волги, напротив устья рек Унжи и Нёмды. Уникальный ландшафт города, раскинувшегося на прибрежных холмах, придает ему неповторимую живописность и очарование. Юрьевец впервые упоминается в «Списке русских городов дальних и ближних» (кон. XIV в.), но зафиксированное в позднесредневековых документах предание связывает его начало с именем благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, Владимирского, основавшего город по чудесному явлению иконы своего небесного покровителя святого Георгия Победоносца «во свое имя» и «на славу и память чудесам святого Георгия» в 1225 г. Служивший форпостом на окраине Владимиро-Суздальской Руси, Юрьевец позднее входил в Нижегородское княжество, а в конце XIV в. был присоединен к Москве. С XVI в. до 1796 г. город официально назывался Юрьевец-Повольский (или Поволжский), что подчеркивало его расположение на волжском берегу и отличало от Юрьева-Польского и Юрьева-Ливонского.

Вид Юрьевца с колокольни Благовещенского храма. Начало XX в. ГБУ «Музеи г. Юрьевца»
Первая юрьевецкая крепость, располагавшаяся на Георгиевской горе, была сожжена при набеге поляков во главе с паном А. И. Лисовским в 1609 г. Имевшаяся на ее территории церковь святого Георгия неоднократно обновлялась и просуществовала до 1825 г., а сама Георгиевская гора была срыта в 1950-е гг. в связи со строительством Горьковской ГЭС, использовалась при сооружении волжской дамбы и продолжает защищать город от природной стихии Горьковского водохранилища.

Юрьевец. Общий вид. Открытка начала XX в.
Древние документы – Сотная грамота (1593/1594) и Писцовая и Межевая книги Юрьевца Повольского (1676) – позволяют представить себе жизнь города в средневековый период. После Смуты на обширном выступе к югу от Георгиевской горы был поставлен новый деревянный стрелецкий Острог, просуществовавший до 1780 г. Его укрепления состояли из тына с двумя рублеными проездными башнями, на территории имелась церковь Воскресения.

Благовещенская церковь. Фото 1914 г. Фотоархив ИИМК РАН
Каменное строительство в Юрьевце началось с возведения самой масштабной крепости – Белого города, основанного на его южной окраине в 1661 г. Храмы города вплоть до конца XVII в., оставались деревянными. Каменная церковная летопись началась в 1700 г. с возведения Благовещенского храма, построенного на средства юрьевецкого купца Ф. К. Ситникова артелью нижегородских мастеров и украшенного балахнинскими изразцами. В Новое время в подгорной и нагорной частях города было построено несколько каменных церквей. До наших дней сохранились храмы Богоявления (1702–1719), Рождества Христова (1797–1815) и Сретения Господня (1757); соборный ансамбль (летний Входоиерусалимский (1733) и зимний Успенский (1833) соборы, а также пятиярусная колокольня – главная градостроительная доминанта города (1827)) и кладбищенская церковь Святого Духа (1834–1839; архитектор П. И. Висконти). Благовещенский храм, Казанская (1754) и Покровская (1764) церкви, а также располагавшийся на другом берегу Волги напротив Юрьевца ансамбль Троицкого Кривоезерского монастыря (XVIII–XIX вв.) вошли в зону затопления, но их облик известен по фотографиям и графическим материалам.

Святые Симон Зилот и Симон Юродивый в молении образу Богоматери Одигитрии. Миниатюра рукописи. Первая треть XVIII в. ОР РНБ

Корнилий Уланов (?) Святой Блаженный Симон Юрьевецкий в молении иконе Богоматери, с прп. Исакием на левом поле. Начало XVIII в. ГРМ
С городом связаны имена блаженного Симона Юрьевецкого († 1593), чья гробница находится в Богоявленской церкви, вдохновителя раскола Аввакума Петрова, служившего два месяца протопопом в еще деревянном Входоиерусалимском соборе в 1652 г., и иконописца Оружейной палаты Кирилла Уланова, принявшего в 1709 г. монашеский постриг в Кривоезерском монастыре и написавшего много образов для юрьевецких храмов и обители, в том числе прославившуюся чудесами Иерусалимскую икону Богоматери (утрачена). В Новое время Юрьевец входил в Казанскую, Нижегородскую, Костромскую и Ивановскую губернии и развивался как торгово-ремесленный город, славившийся своей ярмаркой.

Находки на городище Пушкариха. Железный наконечник стрелы; бронзовая финская привеска; глиняные пряслица; план могильной ямы
Сосуд из погребения на городище Пушкариха. Фатьяновская археологическая культура, кон. III – нач. II тыс. до н. э. Глина; лепка, обжиг.
Раскопки 1928 г.
Археологическое изучение Юрьевца было начато в 1897 г. А. А. Спицыным, открывшим на городище Пушкариха древности дьяковской культуры раннего железного века. Исследование городища было продолжено экспедицией Л. А. Евтюховой в 1928 г., которой был выявлен погребальный комплекс, относящийся к фатьяновской культуре среднего бронзового века. В результате археологических работ, проведенных экспедицией И. В. Купцова (Центр археологических исследований, Ярославль) в 2013–2014 гг., в научный оборот были введены новые объекты, в том числе Тургеневское Плато, на котором обнаружены предметы, характерные для финно-угорских народов (VII–XI вв.), а также самая интересная находка – иконка-медальон с изображением Богородицы Оранты (XII – нач. XIII в.). Данный предмет, наряду с обнаруженными фрагментами стеклянных браслетов, относится к городской культуре и служит косвенным подтверждением легендарной даты основания Юрьевца.
Фрагменты венчиков круговых сосудов с Тургеневского Плато, кон. XII – сер. XIV в. Глина; гончарный круг, обжиг.
Пряжка с Тургеневского Плато, VII–XI вв. Бронза; ковка.
Фрагмент пронизки с Тургеневского Плато, VII–XI вв. Бронза; ковка.
Иконка-медальон с изображением Богородицы с Тургеневского Плато, кон. XII в. Белый металл; литьё.
Разведки 2013 г.
Совместный проект с культурным центром "Явь" – Невидимая история
Анонс книги Бастионная крепость в Юрьевце: Белый город
Книга в электронной библиотеке