В день рождения Марианны Арташировны Дэвлет (13 июня 1933 – 10 июля 2021 гг.) – археолога, исследователя наскального искусства и историка музейного дела, публикуем недавно вышедший сборник статей «Тропою тысячелетий», приуроченный к ее 90-летию.

В книгу вошли работы, наиболее близкие научным интересам Марианны Арташировны. Среди них – как материалы мемориального, биографического и историографического характера, так и статьи по современным исследованиям погребальных и изобразительных памятников Тувы, Хакасии, Красноярского края, Урала, Забайкалья, Чукотки и Монголии.

Так, в сборнике впервые публикуется одна из глав докторской диссертации М.А. Дэвлет (1983) – раздел, который представляет собой список памятников наскального искусства бассейна Енисея (73 объекта). Перечень сопровождается подробными библиографическими справками. Среди них – и архивные источники, и малоизвестные публикации. Многие из этих письменных источников были открыты исследовательницей.

Е.С. Леванова реконструирует хронику работы экспедиции под руководством М.А. Дэвлет в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС (1974–1986). Усилиями экспедиции были документированы петроглифы, которые сейчас находятся на дне «Саянского моря». Автор статьи использует отчёты из архива ИА РАН и материалы из личного архива М.А. Дэвлет.

Е.А. Миклашевич в своей статье рассказывает о полевых исследованиях М.А. Дэвлет в Минусинской котловине, которые в её публикациях отражены не полностью. Автор статьи привлекает неизвестные ранее материалы (фотографии, копии, рукописи), а также анализирует отчёты и статьи. М.А. Дэвлет работала в Минусинской котловине в 1963, 1977 и 1978 гг., в её задачи входило только общее знакомство с наиболее известными памятниками, выборочное копирование и фотофиксация. Часть этих материалов впервые публикуется в сборнике.

А.А. Ковалев и Ч. Мунхбаяр посвятили свою статью рисункам топоров на «антропоморфах» Монгольского Алтая. Исследователи относят эти изображения к чемурчекскому культурному феномену и датируют 27–26 вв. до н.э. При этом авторы возводят форму нарисованных топоров к кельтам сейминско-турбинских типов. Изобразительную аналогию алтайским находкам они находят на Керносовском идоле из Среднего Поднепровья (34–32 вв. до н.э.).

Д.Г. Савинов (1941–2023 гг.) анализирует изображения Майской писаницы (р. Алдан), сравнивает их с петроглифами Нижней Ангары, Томской и Шалаболинской писаницами, рисунками Каратага (Минусинская котловина). По его мнению, эти памятники относятся к общей «изобразительной коммуникации петроглифов». В ней он выделяет два компонента: ангарский и окуневский.

 

Полный текст сборника можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН. 


Статьи, упомянутые в анонсе:

Дэвлет М.А.
Памятники Енисея. Из неопубликованного

Ковалев А.А., Мунхбаяр Ч.
Всемогущество топора: чемурчекские антропоморфы и Керносовский идол

Леванова Е.С.
Петроглифы на дне Саянского моря. Хроника событий по отчетам М.А. Дэвлет

Миклашевич Е.А.
Исследования памятников наскального искусства минусинской котловины Марианной Арташировной Дэвлет

Савинов Д.Г.
Майская писаница, ангарский стиль и широтная изобразительная коммуникация петроглифов


Выходные данные:

Тропою тысячелетий. Памяти М.А. Дэвлет / Отв. ред. Г.Г. Король, Е.А. Миклашевич. – М.: ИА РАН, 2023. – 320 с. – (Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. XIII).