В сентябре этого года в знаменитом белокаменном Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского проведены археологические раскопки. Их сейчас завершает архитектурно-археологическая команда Института археологии РАН при содействии Переславского музея-заповедника. Работы связаны с предстоящей реставрацией интерьера этого древнейшего храма Владимиро-Суздальской Руси и проводятся в рамках многолетней научной программы по комплексному изучению древнерусских домонгольских соборов. В проект включены памятники XII – начала XIII в. Северо-Восточной и Северо-Западной архитектурных традиций, новый этап археологических изучений храмов уже состоялся в предыдущие годы в Новгороде, Кидекше, Боголюбове и Юрьеве-Польском.
Спасо-Преображенский собор в Переславле. Северный фасад
Собор, построенный по заказу князя Юрия Долгорукого в середине XII в., в настоящее время не имеет пристроек, его цельный объем возвышается рядом с городскими валами того же времени. Между тем памятник имеет сложную строительную историю, в которой были и перестройки, и ремонты, и несколько реставраций, среди которых одна, в конце XIX в., была очень обширной: этому времени принадлежат ныне существующие полы и беломраморный резной иконостас в византийском стиле.
Археологически собор уже несколько раз исследовался – фрагментарно, что в целом дает мозаичную и отрывочную картину. Вокруг собора работал в середине XIX в. П.С. Савельев; внутри и снаружи небольшие, но яркие раскопки провёл в 1930-е гг. Н.Н. Воронин, шурфы у стен собора в середине – второй половине XX в. закладывали А.Г. Чиняков, Е.В. Каменецкая, О.М. Иоаннисян, В.И. Вишневский, А.С. Рыбников. Небольшие раскопки в 2014 г. провела и команда Института археологии РАН.
Исследования археологов сейчас сосредоточены как внутри собора, так и вокруг него, в нескольких местах у его стен. Изучаются, прежде всего, субструкции собора и нижние части цоколя сооружения для определения глубины залегания древних фундаментов, их основных характеристик, в конечном счете – для формирования представления об устойчивости и прочности каменного основания памятника. Кроме того, определяются этапы разновременных засыпок под полом. Как внутри, так и вне собора необходимо исследовать попавшие в зону раскопок погребения, просеять культурный слой, собрать предметы, находящиеся в нем, определить уровень материка.
В результате нынешних архитектурно-археологических работ впервые установлено, что собор стоит на прямоугольной сетке ленточных фундаментов, протянутых от столбов к стенам и между столбами в поперечном и продольном направлениях. Это очень впечатляющая прочная конструкция, напоминающая своей совершенной геометрией планировку римских военных поселений, но воплощенная в храме внутри валов древнерусского города одновременно с его основанием. Перекрещивающиеся ленточные фундаменты не являются обязательной принадлежностью каждого домонгольского памятника. Уже известные по предыдущим раскопкам продольные ленты в Спасо-Преображенском соборе дополнены в результате нынешних работ поперечными участками ленточного фундамента, чем остались довольны работающие в соборе архитекторы-реставраторы. Ортогональные фундаментные ленты сообщают собору дополнительную значительную прочность.
Фрагмент фундамента у северной стены собора
Под алтарными абсидами устроена широкая платформа из валунообразного камня, позволившая серьёзно укрепить эти скругленные части и добавившая устойчивости этой части сооружения. С внешней стороны фундамент выступает за линию стен, образуя уступ шириной около 1 м – по-разному на разных фасадах храма. Все фундаменты сложены из некрупных валунов на прочном известковом растворе. После того, как будут собраны воедино сведения обо всех фундаментных шурфах у стен собора, будут сделаны аксонометрические реконструкции и чертежи субструкций сооружения. Это даст прекрасный материал как для реставрационных выводов и практики, так и для дальнейшего анализа фундаментных конструкций и постановки их в контекст развития древнерусской строительной техники XII в. – не только в пределах Владимиро-Суздальской Руси, но и в сравнении с северо-западными памятниками этого времени.
Шурф у западной стены собора
Раскопки этого сезона открыли то, что для зрителя обычно скрыто под землей: основание древней постройки. Следует сказать, что солидные фундаменты храма уверенно держат стоящие на нем стены и столбы, именно они дают запас прочности для Спасо-Преображенского собора – памятника сложной, противоречивой, но полной творческих свершений эпохи князя Юрия Долгорукого, в которую сооружен храм как образ деятельной чистой и строгой молитвы.
Внутри храма у северной стены был открыт белокаменный саркофаг второй половины XIII – начала XIV в., внутри которого был расчищен мужской костяк. Погребение и саркофаг ранее не исследовались. Находка редкого цельнокаменного саркофага и погребения в нем дает новые данные для истории представительного некрополя, устроенного внутри собора, где погребались в основном князья Переславля, и где более ранними раскопками были обнаружены и изучены еще два каменных саркофага, поставленных вдоль южной стены храма.
Общий вид собора с юго-востока
При раскопках снаружи, у стен собора, было обнаружено два десятка погребений, в основном относящихся к XVI–XVII вв. В числе находок на этом средневековом прихрамовом кладбище несколько бронзовых нательных крестиков, а также довольно большое количество монет Московского государства. Но среди этих монет есть и более ранняя, по всей видимости, византийская. Интересен также бронзовый перстень с каменной вставкой (агатовой?), на котором изображена птица. Обнаружено много фрагментов первоначальной фресковой живописи собора, датированной XII в. Есть также глиняные плитки первоначального пола того же XII в., сильно стертые сверху, но все же сохранившие следы и участки поливы (глазури) желтого и зеленого цветов. Все эти находки говорят нам о том, что даже небольшие работы на памятнике такого высокого уровня, как Спасский собор в Переславле, всегда приносят неожиданности, новые факты и новые предметы.
Увенчала короткий сезон раскопок в Спасском соборе Переславля и у его стен находка совершенно новой древнерусской надписи и замечательного рисунка рядом с ней. В надписи уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал». «Ладно», скорее всего, следует понимать как «одинаково» – в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке. Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом славянский текст. Между тем эта последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах; вероятно, она имеет гадательный характер. Находящийся рядом с надписью рисунок изображает бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом. Перед нами редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового времени, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию.
Белокаменый блок на северном фасаде с граффити и рисунком
Две другие надписи, читаемые на соседних каменных блоках и датируемые, как и первая, XII в., представляют собой автограф «Лазорь писал» и последовательность из сокращенно записанных названий дней недели, аналогия которой есть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Новые тексты существенным образом дополняют массив древнерусских граффити, открытых на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 г., из которых наиболее известна надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского.
Вл.В. Седов, М.В. Вдовиченко, В.А. Зейфер, А.А. Гиппиус
Новость в СМИ:
Интерфакс
РИА Новости
Россия 1
RT
МИР24
Российская газета
The Art Newspaper Russia
РИА Религия