Некоторые приемы использования чертежной программы AutoCAD

Макрушин В.П.

Пермский госуниверситет им. А. М. Горького, г. Пермь

1. Общие сведения. Библиотеки электронных иллюстраций экономят немало драгоценных часов при поисках, а в случае необходимости предоставляют возможность пересылать материалы через интернет-каналы. Благодаря компактности и простоте редактирования все большую популярность завоевывают векторные изображения. Для их отрисовки с начала 80-х годов XX в. используются системы автоматического проектирования (САПР) среднего уровня. В числе таковых - AutoCAD, постоянно совершенствуемый производителем. Он известен в разных вариантах, однако более ранние из них, без использования особых конвертеров, не всегда могут прочитать файлы, созданные с помощью свежих модификаций. Эффективность графических компьютерных редакторов сильно повышается, если заменить мышь похожим на карандаш дигитайзером. С его помощью не только гораздо быстрее оперировать экранными кнопками, но и легко оцифровывать некрупные схемы или их фрагменты.

Описываемый нами продукт компании Autodesk (США) на самом деле представляет собой платформу для создания специализированных приложений. В частности, на базе его 12-го и 13-го вариантов А.С. Смирновым (Институт археологии РАН) и коллективом авторов из НТЦ "Конструктор" был разработан пакет "АРХЕО", позволяющий анализировать стратиграфию древнего памятника, получить трехмерную модель раскопа, подключить к ней базу данных формата dBASE [Борисенко, Бубнов, Смирнов, 1996].

Впервые презентованный публике в марте 2003 г. AutoCAD-2004 (внутренний номер 16) не требует при инсталляции удаления своей предыдущей модификации и хорошо адаптирован для нашей страны, что серьезно облегчает общение с ним людям, обладающим лишь школьным багажом лингвистических познаний. Правда, в разных вариантах перевод одной и той же англоязычной команды (или ее опции) подчас не совпадает. Версия 2004 г. не совмещена со старыми операционными системами, но должна гарантированно функционировать с Windows 2000; XP (Professional Edition, либо Home Edition) и NT 4.0 (обновление Service Pack 6a или более позднее), правда, при соблюдении следующих минимальных условий:

- персональный компьютер (ПК) с процессором Pentium III или выше;

- частота процессора от 500 МГц;

- оперативная память - не менее 256 Мбайт;

- винчестер (жесткий диск) емкостью более 2 Гбайт, из них 350 Мбайт - под программное обеспечение и 250 Мбайт - в качестве резервного накопителя, автоматически ликвидирующегося после завершения сеанса конструирования.

Предлагаемая небольшая пошаговая инструкция рассчитана на специалистов гуманитарного профиля и имеет целью облегчить самостоятельное овладение некоторыми начальными навыками проектирования с применением САПР, поскольку соответствующие курсы и продающиеся учебные пособия (в том числе на CD-ROM и DVD-носителях), как правило, ориентированы на инженерно-технический персонал. В первую очередь следует обратить внимание на однозначное понимание используемых терминов, выделяемых ниже курсивом. Так, определение клавиша всегда будет относиться к внешним периферийным устройствам ввода. Слово enter следует понимать как нажатие одноименной клавиши. При работе с мышью:

- щелкнуть и кликнуть - означают, соответственно, надавить и тут же отпустить левую (правую) клавишу;

- указать - навести курсор, на необходимый элемент;

- транспортировать - сначала указать на некий объект, а потом передвигать его, одновременно удерживая нажатой левую клавишу до тех пор, пока тот не окажется в требуемой точке.

Предписание вызвать обычно сопровождается появлением на какой-то момент значка песочных часов и предполагает осуществление одной из нижеследующих операций:

1. двойной щелчок на строчке с нужным именем;

2. сначала щелчок, выделяющий необходимый пункт синим цветом, а потом команда enter (либо нажатие кнопки "Открыть" в диалоговом окне)

Линейки прокрутки - вертикальные и горизонтальные полосы по краям окон и экрана; транспортируя имеющиеся на них прямоугольные полоски вверх-вниз (вправо-влево) мы будем перемещать картинку в том, или ином направлении.

Любые действия с экранными кнопками (если не оговорено иное) подразумевают только одно - щелкнуть по нужной иконке.

Сформировать электронную схему проще всего путем преобразования уже готового прототипа. Нажимаем кнопку "Пуск"(Start) в левом нижнем углу дисплея, а затем по порядку указываем необходимые строчки всплывающих меню и, щелкнув последнюю из них, загрузим программу-чертежник (рис. 1).

Данная последовательность действий в сжатом виде фиксируется следующим образом:

ПУСК | ПРОГРАММЫ | AUTODESK | AutoCAD 2004 | AutoCAD 2004

Если появится стандартное диалоговое окно "Начало сеанса"(Startup), просто закрываем его кнопкой (рис. 2).

2. Открытие и сохранение документа. Верхняя строка AutoCAD практически неизменна (рис. 4,1) и содержит наименования ПАДАЮЩИХ МЕНЮ, раскрывающихся после щелчка по надписи (на английском или русском языке):

"Файл" (File)

"Редактировать" (Edit)

"Вид" (View)

"Вставить" (Insert)

"Формат" (Format)

"Инструменты" (Tools)

"Рисовать" (Draw)

"Размер" (Dimension)

"Изменить" (Modify)

"Окно" (Window)

"Справка" (Help)

Выполнив команду:

ФАЙЛ (FILE) | ОТКРЫТЬ...(OPEN...)

активизируем диалоговое окно "Выбор файла" (Select File), где в самой нижней строке следует установить режим Drawing (*.dwg). В папке "Mokrushin" (там лежат все необходимые нам документы и будут храниться все вновь созданные) находим и щелкаем план поселения Скородум, помеченный слева иконкой . При этом, в поле "Имя файла" (File name) высвечивается его название, а, если выполнены требуемые настройки, вверху справа, в области "Просмотра" (Preview), мы обнаружим миниатюрный растровый образец рисунка (рис. 3).

Вызванный нами чертеж (рис. 4) размещается в пределах черного ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА. КУРСОР, попадая сюда, превращается в квадратную МИШЕНЬ (рис. 4,6) по центру перекрестия. В дальнейшем, в зависимости от выполняемой функции, его форма (вместе с названием) будут меняться.

Кстати, воспользовавшись "Проводником" добьемся тех же результатов.

Теперь выполним команду:

ФАЙЛ (FILE) | СОХРАНИТЬ КАК...(SAVE AS...)

открыв диалоговое окно, почти не отличающееся от предыдущего (рис. 3). Здесь, прежде чем нажать кнопку "Cохранить" (Save), следует:

- в самой нижней строке, установить режим AutoCAD-2000 Drawing (*.dwg)" \\ "AutoCAD-2000 Чертеж (*.dwg);

- в поле "Имя файла"(File name) впечатать новое название рисунка с обязательным расширением ".dwg".

3. Настройка интерфейса. Данной операцией нельзя пренебрегать, так как она позволяет во много раз увеличить производительность труда - ведь обилие ненужных в данный момент кнопок сильно усложняет для неопытного пользователя ориентирование в рабочем пространстве. Для достижения нужного результата воспользуемся командой:

ВИД (VIEW) | ПАНЕЛИ...(TOOLBARS...)

Отыскав в диалоговом окне "Настройка" или "Адаптация" (Customize) соответствующую вкладку, найдем слева полный для данной модификации перечень ПАНЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТОВ. Все их, кроме одной - "Слои" (Layers), надо убрать с экрана, щелкая по квадратикам с галочкой (рис. 5).

Против сообщений:

- Отображать всплывающие подсказки" (Show ToolTipse on toolbars);

- Показать сокращенные ключи в Подсказках" (Show shortcut keys in ToolTipse);

галочки, следует оставить. То же касается надписи:

- Показать изображение и имя" (Show Image and Name).

которая присутствует уже в другой вкладке - "Команды" (Commands), имеющей два поля. В левом из них - "Категории" (Categories) щелкаем пункт "Все команды" (All commands), а в правом с помощью линейки прокрутки, отыскиваем нужные кнопки. В процессе черчения при указании на любую из них в СТРОКЕ СОСТОЯНИЯ (рис. 4,10) вместо счетчика координат высветится КОММЕНТАРИЙ. При транспортировке иконки в ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ в нижней части диалогового окна "Настройка" (Customize), под строкой "Описание:" (Rename), также появится сообщение о функциях команды (по-русски или английски), а кроме того - ее наименование заглавными латинскими буквами. Одновременно вокруг кнопки образуется широкая черная кайма. Когда КУРСОР (к которому теперь пристыкованы снизу серый прямоугольник и квадрат с крестиком) окажется в единственной оставшейся панели, в ней высветится черная вертикальная метка, указывающая место, где появится пиктограмма (рис. 6).

Пиктограмма и название команды, высвечивающееся при указании на кнопкуКомментарий
Отменить последнее действие: UNDO или U
Reverses the most recent operation
Обратить действие последней команды отмены UNDO или U: REDO
Reverses the effects of previous UNDO or U commands
Перейти к отображению предыдущего вида: ZOOM
Increases or decreases the apparent size of objects in the current viewport
Увеличение выбранного прямоугольного окна: ZOOM
Increases or decreases the apparent size of objects in the current viewport
Увеличение (уменьшение) отображаемого размера объектов: ZOOM
Zoom In (Zoom Out)
Применение свойств выбранного объекта к другим объектам: MATCHPROP
Applies the properties of a selected object to other objects
Создание сегментов прямой линии: LINE
Creates straight line segments
Создание кривой неоднородного рационального В-сплайна (NURBS): SPLINE
Creates a nonuniform rational B-spline (NURBS) curve
Редактирование текста, размерного текста и определений атрибутов: DDEDIT
Edits text, dimension text, attribute definitions, and feature control frames
Создание концентрических кругов, параллельных линий и параллельных кривых: OFFSET
Creates concentric circles, parallel lines, and parallel curves
Смещение объектов на указанное расстояние в указанном направлении: MOVE
Displaces objects a specified distance in a specified direction
Поворот объектов вокруг базовой точки: ROTATE
Moves objects about a base point
Дублирование объектов: COPY
Duplicates objects
Создание линейных размеров: DIMLINEAR
Creates linear dimensions
Создание выровненных линейных размеров: DIMALIGNED
Creates an aligned linear dimension
На будущее желательно вставить еще некоторые кнопки, конечно, если позволяют габариты монитора:
Размещение равномерно распределенных точек или блоков вдоль длины или периметра объекта: DIVIDE
Places evenly spaced point objects or blocks along the length or perimeter of an object
Размещение точечных объектов или блоков на объекте через измеренные интервалы: MEASURE
Places point objects or blocks at measured intervals on an object
Подрезка объектов режущей кромкой, заданной другими объектами: TRIM
Trims objects at a cutting edge defined by other objects
Расширение объекта до соприкосновения с другим объектом: EXTEND
Extends an object to meet another object
Разрыв выбранного объекта между двумя точками: BREAK
Breaks the selected object between two points
Заполнение замкнутой области или выбранных объектов штриховкой: BHATCH
Fills an enclosed area or selected objects with a hatch pattern or gradient fill
Увеличение или уменьшение объектов пропорционально в направлениях X,Y и Z: SCALE
Enlarges or reduces selected objects proportionally in the X, Y, and Z directions
Создание зеркальной копии объектов: MIRROR
Creates a mirror image copy of objects
Редактирование сплайна или подгон ломаной сплайном: SPLINEDIT
Edits a spline or spline-fit polyline
Создание двумерной ломаной: PLINE
Creates two-dimensional polylines
Редактирование ломаных и трехмерных полигональных сеток: PEDIT
Edits polylines and three-dimensional polygon meshes
Управление свойствами существующих объектов: PROPERTIES
Controls properties of existing objects
Перемещение точки обзора в текущем виде: PAN
Moves the view in the current viewport
Увеличение или уменьшение размера объектов в текущем виде: ZOOM
Increases or decreases the apparent size of objects in the current viewport
Управление слоями и свойствами слоев: LAYER
Manages layers and layer properties

Чтобы из ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ убрать ненужную команду, последнюю следует транспортировать в любой пункт ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА. В заключение, нажав соответствующую кнопку, закроем диалоговое окно и вернемся к исходному виду (рис. 4).

AutoCAD корректно работает лишь при условии поддержания с ним диалога через командную зону (рис. 6,8). Она расположена над панелью "Пуск" и информирует нас о выполняемых операциях. В нижней строке размещается ПРИГЛАШЕНИЕ - короткая фраза с двоеточием на конце, по-английски либо по-русски (приводятся оба варианта, выделяемые светло-зеленым цветом и разделенные двойной косой чертой) (рис. 6,9). В сообщении содержится предписание, какое действие следует предпринять. В данном случае система находится в ожидании конкретного задания:

Command: \\ Команда:

В любой момент выполняемая операция может быть отменена клавишей "Esc".

Так как система непрерывно создает протокол всей выполняемой работы (сохраняя его до конца сеанса), то кнопки и позволяют последовательно, шаг за шагом, отменять (восстанавливать) внесенные изменения, вплоть до начала (окончания) редактирования.

4. Вставка в чертеж растровых планов и карт. Для реализации указанной задачи воспользуемся командой:

ВСТАВИТЬ (INSERT) | РАСТРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ...(RASTER IMAGES...)

и активизируем диалоговое окно "Выберите файл изображения" (Select Images File). Здесь, в самой нижней строке, следует установить режим "Все файлы изображений" (All Image Files) (рис. 7).

Выбираем карту "новомихайловское.jpg". В открывшемся новом диалоговом окне "Изображение" (Images) в поле "Имя:" (Name:) указано название документа, а ниже - путь к нему. Прежде чем нажать здесь кнопку "ОК", щелчком устанавливаем галочки против надписей:

- Запомнить путь" (Retain Path)

- Указать на экране" (Specify on-screen), в колонках "Точка вставки" (Insertion point) и "Масштаб" (Scale) (рис. 8).

Вновь возвращаемся к исходному виду (рис. 4), но теперь в ПРИГЛАШЕНИИ читаем:

Command: _imageattach \\ Команда: Вставка изображения

Specify insertion point <0,0>: \\ Задайте точку вставки <0,0>:

КУРСОРОМ, превратившимся теперь в ПЕРЕКРЕСТИЕ (без квадратной мишени в месте пересечения), щелкаем первый раз в точке "т", а вторично - после того, как передвинем его в правый верхний угол ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА, проигнорировав в данном случае рекомендации компьютера:

Base image size: Width: 1.000000, Height: 0.707679, Unitless \\ Размер базового изображения: ширина: 1.000000, высота: 0.707679, Unitless

Specify scale factor <1>: \\ Укажите фактор <1>

При этом вслед за перемещением мыши потянется прямоугольная рамка, показывающая, как расположится кромка карты (рис. 9).

5. Выравнивание объектов. Иногда команду удобнее активизировать, напечатав на клавиатуре ее наименование (обычно по-английски). Так, чтобы привести вставленную карту к одному масштабу (1 единица = 1 м) с открытым ранее чертежом, введем:

Align ∟\\ Выровнять ∟

Дабы избежать путаницы, далее везде такая операция выделяется бледно-желтым цветом, а символом ∟ станем заменять термин enter. В ответ в ПРИГЛАШЕНИИ появляется указание:

Command: align \\ Команда: Выровнять

Select objects: \\ Выберите объекты:

Если щелкнем по краю карты КУРСОРОМ, трансформировавшимся теперь в маленький квадратный ПРИЦЕЛ, то документ будет оконтурен тонкой пунктирной линией, а программа повторит прежний запрос:

Select objects: 1 found \\ Выберите объекты: 1 найден

Select objects: \\ Выберите объекты:

Enter (в данном случае мы информируем систему о завершении отбора объектов и вызываем следующую опцию):

Specify first source point: \\ Первая исходная точка:

Воспользуемся кнопкой "Окно" (Zoom) и отыщем на карте требуемую точку, которая совпадает с центром засечки, отмечающей место пересечения разграничительных линий географической сетки:

>>Specify corner of window, enter a scale factor (nX or nXP), or \\ >>Задайте углы Окна, введите коэффициент масштабирования (nX или nXP), или

[All/Zenter/Dynamic/Extents/Previous/Scale/Window] : _w \\ [Все / Центр / Динамика / Границы / Предыдущий / Масштаб / Окно] <панорамирование>:_w

>>Specify first corner: \\ Задайте первый угол (рис. 10).

Щелкаем ПЕРЕКРЕСТИЕМ (при движении которого теперь возникает прямоугольная рамка) сначала в пункте "а", потом "б" и, наконец, в центре засечки - на увеличенном фрагменте карты. В ответ появляются следующие указания:

>> Specify opposite corner: \\ Задайте противоположный угол:

Resuming ALIGN command. \\ Возобновление команды СОВМЕСТИТЬ

Specify first source point: \\ Первая исходная точка:

>>Specify first distination point: \\ Задайте новые координаты первой точки:

0,0 ∟
(рис. 11)

и возвращаемся к предыдущему виду (рис. 10), нажав соответствующую кнопку "Предыдущий"(Zoom) :

Specify second source point or : \\ Вторая исходная точка или <продолжить>:

Теперь аналогичным способом ищем другую засечку (пункты "в","г") и определяем ее координаты:

1000,0 ∟

Specify third source point: \\ Третья исходная точка или <продолжить>:

В ПРИГЛАШЕНИИ пользователю предлагается выбрать значения, стоящие в угловых <> или квадратных [] скобках. В первом случае требуется нажать enter (сейчас мы так и поступим). Если надо реализовать второй вариант - набираем на клавиатуре соответствующую команду:

Scale objects baset on alignment points∟ [Yes/No] : \\ Масштабировать объекты к точкам совмещения∟ [Да/Нет] <Нет>:

Yes ∟\\ Да ∟

Воспользовавшись по очереди кнопками и , в 2 раза, по сравнению исходным видом (рис. 11), уменьшим чертеж, чтобы увеличившаяся карта, занявшая теперь новое положение, полностью поместилась в графическом экране:

Command: '_zoom \\ Команда: '_уменьшение

>> Specify corner of window, enter a scale factor (nX or nXP), or \\ Задайте углы Окна, введите коэффициент масштабирования (nX или nXP), или

[All/Zenter/Dynamic/Extents/Previous/Scale/Window] : .5x \\ [Все / Центр / Динамика / Границы / Предыдущий / Масштаб / Окно] <панорамирование>: .5x (рис. 12).

Теперь, нажав кнопку "Выстроенные размеры"(Dimaligned) , определим расстояние между древним поселением (выделенным желто-оранжевой рамкой) и ближайшим населенным пунктом, щелкнув сначала две необходимые нам точки, а потом любую другую:

Command _dimaligned \\ Команда: Выстроенные размеры

Specify first Extension Line Origin or < select object >: \\ Определите начало первой строки расширения или <выберите объект>:

Specify second extension line origin \\ Задать начало второй выносной лини

Specify dimension line location or [Mtext/Text/Angle]: \\ Задать положение размерной линии или [Мтекст/Текст/Угол]:

Text Dimension = 290.1572 \\ Текст измерения = 290.1572

Кнопка "Отменить"(U) позволяет легко избавиться от ненужных здесь линий построения:

Command: _u GROUP \\ Команда: Удалить все Выстроенные размеры

Command: \\ Команда:

6. Обрезка растровых изображений. Чтобы удалить не интересующие нас участки карты, активизируем команду:

ИЗМЕНИТЬ (MODIFY) | ОБРЕЗКА (CLIP) | ИЗОБРАЖЕНИЕ (IMAGES)

Из предыдущего упражнения нам известно, как действовать в ответ на приглашение:

Command: _Imageclip \\ Обрезка изображени

Select image to clip: \\ Выберите изображение для обрезки:

После этого с помощью кнопки выводим на весь экран нужный нам фрагмент карты:

enter image clipping option [ON/OFF/Delete/New boundary] : \\ Введите опцию обрезки [Вкл/Откл/Удалить /Новый контур] <Новый контур>:

enter:

enter clipping typ [Polygonal/Rectangular] : \\ Введите тип обрезки [полигональная/прямоугольная] <прямоугольная>:

Polygonal ∟\\ полигональная ∟

вероятно, будет достаточно 2-3 знаков, стоящих впереди:

Specify first point: \\ Первая точка

По порядку щелкаем перекрестием пункты "k", "l", "m", "n", "o", "p", "r", "s", "t", "u", задавая границу нужного нам фрагмента карты и получая каждый раз в ответ одно и то же сообщение:

Specify next point or [Close/Undo]: \\ Следующая точка или [Закрыть/Отмена]

В завершение, чтобы создать замкнутую область, следует напечатать:

Close ∟\\ Закрыть ∟

Command: \\ Команда: (рис. 13).

7. Управление слоями. В принципе, документ AutoCAD можно представить в виде стопки прозрачных листков (СЛОЕВ), каждый со своим названием. Для манипулирования ими служит РАСКРЫВАЮЩИЙСЯ СПИСОК (рис. 13,11). Он расположен в модифицированной нами ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ "Слои" (Layers) и после щелчка по значку , должен выглядеть так, как на картинке на рис. 14.

Выдвижное окно, когда становится ненужным, убирается автоматически. КУРСОР, попадая сюда, сразу выделяет синим цветом одну из четырех строчек, в данном случае - "0". Одновременно, чуть пониже, появляется соответствующая надпись в черной рамке. Если щелкнем здесь, то выше, в узком окошке, вместо имени "карта" высветится "0". Произошла смена текущего СЛОЯ, являющегося рабочим, то есть топоплан окрестностей с. Ново-Михайловское ранее мы поместили в первом СЛОЕ, а отрисовка теперь уже пойдет во втором. Указав на двухпозиционный переключатель, помеченный иконкой с изображением лампочки, прочтем под КУРСОРОМ короткую информацию, для чего данная пиктограмма предназначена:

"on/off" \\ "включить или выключить слой"

Иными словами, в настоящий момент СЛОИ "Defpoints" и "У-об" невидимы, и для просмотра любого из них следует лишь щелкнуть по иконке напротив, что тут же изменит облик последнего .

8. Обводка криволинейных контуров карты. Нажмем кнопку и в ответ на приглашение:

Command: _spline \\ Команда: Сплайн

Specify first point or [Object]: \\ Первая точка или [Объект]:

последовательно, в нескольких местах щелкаем перекрестием в нижней части карты по жирной изгибающейся черте, которая здесь соотносится с полевой дорогой (обозначается обычно двумя параллельными линиями - сплошной и пунктирной). При этом каждый раз появляется одно и то же предложение:

Specify next point or [Close/Fit tolerance] : \\ Следующая точка или [Замкнуть/Допуск] :

Дойдя до края карты, трижды нажимаем клавишу "enter", не обращая внимания на сообщения программы:

Specify start tangent: \\ Касательная в начале:

Specify end tangent: \\ Касательная в конце:

Command: \\ Команда:

Теперь воспользуемся кнопкой :

Command: _offset \\ Команда: Смещение

Specify offset distance or [Through] : (Величина смещения или [Точка] <Точка>:)

enter:

Select object to offset or : \\ Выберите объект для создания подобных или :

щелкнем сначала по только что вычерченной кривой:

Specify through point: \\ Через точку:

а затем - рядом, указав пункт, через который пройдет новая параллельная линия (при этом прицел трансформируется в перекрестие)

Select object to offset or : \\ Выберите объект для создания подобных или :

enter:

Далее задействуем кнопку :

Command: '_matchprop: \\ Команда: '_Выравнивание свойств:

Select source object: \\Выберите исходный объект:

щелкаем пунктир против надписи "полевая дорога" (тут же возле прицела появится "кисть"), а потом, в ответ на комментарий:

Current active settings: Color Layer Ltype Ltscale Lineweight Thickness PlotStyle Text Dim Hatch Polyline Viewport \\ Текущие активные настройки: Цвет, Слой, Тип линии, Масштаб типа линии, Вес линий, Высота, Стиль печати, Текст, Размер, Штриховка, Полилиния, Видовой экран

Select destination object(s) or [Settings]: \\ Выберите целевой объект(ы) или [Настройки]:

- одну из созданных нами линий, которая моментально изменится (рис. 15).

Select destination object(s) or [Settings]: \\ Выберите целевой объект(ы) или [Настройки]:

enter:

Command: \\ Команда:

9. Копирование объектов. После обводки всех необходимых нам контуров, скроем вставленный ранее план окрестностей с. Ново-Михайловское. Для этого воспользуемся пиктограммой , напротив надписи "карта" (РАСКРЫВАЮЩИЙСЯ СПИСОК "СЛОИ"). Далее, найдем на схеме поселения Скородум (рис. 15) условный знак, обозначающий смешанный лес (елочка и лиственное дерево). щелкаем сначала по кнопке :

Command: _copy \\ Команда: _ Копирование объектов

Select objects: \\ Выберите объекты:

потом - чуть выше и левее нужного нам изображения, а затем - ниже и правее. ПРИЦЕЛ превращается в рамку, которая должна охватить полностью искомый рисунок, а тот, в свою очередь, сразу же будет выделен пунктиром:

Select objects: Specify opposite corner: 10 found \\ Выберите объекты: Укажите противоположный угол: 10 найдено

Select objects: \\ Выберите объекты:

enter:

Specify base point or displacement, or [Multiple]: \\ Базовая точка или перемещение, или [Несколько]:

По умолчанию программа воспроизведет нужную картинку лишь 1 раз, что нас не устраивает. Поэтому набираем:

Multiple ∟\\ Несколько ∟

Specify base point: \\ Базовая точка:

щелкаем сначала клонируемое изображение, а потом те места, где его следует повторить, каждый раз получая одно и то же сообщение:

Specify second point of displacement or : \\ Вторая точка перемещения или :

enter:

Аналогичным способом перемещаем в новый чертеж все нужные нам объекты, включая текст (рис. 16).

10. Поворот объектов. Вращать любой элемент, в том числе и текст, можно с помощью кнопки "Поворот" (Rotate) :

Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 \\ Текущие установки отсчета углов в ПСК: ANGDIR=против ч/с ANGBASE=0)

Select objects: \\ Выберите объекты:

Действуя ПРИЦЕЛОМ, захватываем на создаваемом плане стрелку, оповещающую нас о направлении течения реки:

Specify opposite corner: 5 found \\ Указать противоположный угол: 5 найдено

Select objects: \\ Выберите объекты:

enter:

Specify base point: \\ Базовая точка:

щелкаем ПЕРЕКРЕСТИЕМ сначала примерно посередине пиктограммы, а потом в графическом экране, после того как вращающаяся фигура, связанная с КУРСОРОМ прямой линией, займет нужное положение:

Specify rotation angle or [Reference]: \\ Угол поворота или [Опорный угол]:

Command: \\ Команда: (рис. 17).

11. Редактирование надписей. Для выполнения поставленной задачи задействуем кнопку "Редактировать текст"(Ddedit) :

Command: _ddedit \\ Команда: _ДИАЛРЕД

Select an annotation object or [Undo]: \\ Выберите текст или [Отменить]:

Щелкнув ПРИЦЕЛОМ по верхней строчке из тех, что скопированы нами ранее (рис. 17), открываем специальное ДИАЛОГОВОЕ ОКНО, где интересующая нас фраза уже выделена синим цветом (рис. 18):

Напечатаем:

Пермская обл.,∟

Select an annotation object or [Undo]: \\ Выберите текст или [Отменить]:

Последовательно выбирая оставшиеся строки, мы выполним необходимую лингвистическую правку. После этого стоит избавиться от всех ненужных деталей чертежа. щелкаем МИШЕНЬЮ сначала в верхнем левом углу ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА, а потом - у его нижнего обреза, посередине, постаравшись захватить внутрь образовавшейся прямоугольной рамки максимальное количество удаляемых элементов:

Command: Specify opposite corner: \\ Команда: Противоположный угол:

Command: \\ Команда: (рис. 19)

Выделенные после этого пунктиром фрагменты графического документа можно убрать клавишей "Delete":

Command: _u erase 400 found: \\ Команда: _о удалено 400 :

Опираясь на полученные навыки, нетрудно будет освоить приемы управления и оставшимися кнопками.

 

Литература

Борисенко В.И., Бубнов В.Ю., Смирнов А.С., 1996. Программный комплекс сопровождения археологических баз данных и анализа распределения массового материала в культурном слое поселения // Компьютеры в археологии. Материалы конференции "Опыт компьютерной обработки археологических материалов" (Москва, апрель 1993 года). М. назад