Некоторые приемы использования чертежной программы AutoCAD
Макрушин В.П.
Пермский госуниверситет им. А. М. Горького, г. Пермь
1. Общие сведения. Библиотеки электронных иллюстраций экономят немало драгоценных часов при поисках, а в случае необходимости предоставляют возможность пересылать материалы через интернет-каналы. Благодаря компактности и простоте редактирования все большую популярность завоевывают векторные изображения. Для их отрисовки с начала 80-х годов XX в. используются системы автоматического проектирования (САПР) среднего уровня. В числе таковых - AutoCAD, постоянно совершенствуемый производителем. Он известен в разных вариантах, однако более ранние из них, без использования особых конвертеров, не всегда могут прочитать файлы, созданные с помощью свежих модификаций. Эффективность графических компьютерных редакторов сильно повышается, если заменить мышь похожим на карандаш дигитайзером. С его помощью не только гораздо быстрее оперировать экранными кнопками, но и легко оцифровывать некрупные схемы или их фрагменты.
Описываемый нами продукт компании Autodesk (США) на самом деле представляет собой платформу для создания специализированных приложений. В частности, на базе его 12-го и 13-го вариантов А.С. Смирновым (Институт археологии РАН) и коллективом авторов из НТЦ "Конструктор" был разработан пакет "АРХЕО", позволяющий анализировать стратиграфию древнего памятника, получить трехмерную модель раскопа, подключить к ней базу данных формата dBASE [Борисенко, Бубнов, Смирнов, 1996].
Впервые презентованный публике в марте 2003 г. AutoCAD-2004 (внутренний номер 16) не требует при инсталляции удаления своей предыдущей модификации и хорошо адаптирован для нашей страны, что серьезно облегчает общение с ним людям, обладающим лишь школьным багажом лингвистических познаний. Правда, в разных вариантах перевод одной и той же англоязычной команды (или ее опции) подчас не совпадает. Версия 2004 г. не совмещена со старыми операционными системами, но должна гарантированно функционировать с Windows 2000; XP (Professional Edition, либо Home Edition) и NT 4.0 (обновление Service Pack 6a или более позднее), правда, при соблюдении следующих минимальных условий:
- персональный компьютер (ПК) с процессором Pentium III или выше;
- частота процессора от 500 МГц;
- оперативная память - не менее 256 Мбайт;
- винчестер (жесткий диск) емкостью более 2 Гбайт, из них 350 Мбайт - под программное обеспечение и 250 Мбайт - в качестве резервного накопителя, автоматически ликвидирующегося после завершения сеанса конструирования.
Предлагаемая небольшая пошаговая инструкция рассчитана на специалистов гуманитарного профиля и имеет целью облегчить самостоятельное овладение некоторыми начальными навыками проектирования с применением САПР, поскольку соответствующие курсы и продающиеся учебные пособия (в том числе на CD-ROM и DVD-носителях), как правило, ориентированы на инженерно-технический персонал. В первую очередь следует обратить внимание на однозначное понимание используемых терминов, выделяемых ниже курсивом. Так, определение клавиша всегда будет относиться к внешним периферийным устройствам ввода. Слово enter следует понимать как нажатие одноименной клавиши. При работе с мышью:
- щелкнуть и кликнуть - означают, соответственно, надавить и тут же отпустить левую (правую) клавишу;
- указать - навести курсор, на необходимый элемент;
- транспортировать - сначала указать на некий объект, а потом передвигать его, одновременно удерживая нажатой левую клавишу до тех пор, пока тот не окажется в требуемой точке.
Предписание вызвать обычно сопровождается появлением на какой-то момент значка песочных часов
и предполагает осуществление одной из нижеследующих операций:
1. двойной щелчок на строчке с нужным именем;
2. сначала щелчок, выделяющий необходимый пункт синим цветом, а потом команда enter (либо нажатие кнопки "Открыть" в диалоговом окне)
Линейки прокрутки - вертикальные и горизонтальные полосы по краям окон и экрана; транспортируя имеющиеся на них прямоугольные полоски вверх-вниз (вправо-влево) мы будем перемещать картинку в том, или ином направлении.
Любые действия с экранными кнопками (если не оговорено иное) подразумевают только одно - щелкнуть по нужной иконке.
Сформировать электронную схему проще всего путем преобразования уже готового прототипа. Нажимаем кнопку "Пуск"(Start) в левом нижнем углу дисплея, а затем по порядку указываем необходимые строчки всплывающих меню и, щелкнув последнюю из них, загрузим программу-чертежник (рис. 1).
Данная последовательность действий в сжатом виде фиксируется следующим образом:
ПУСК | ПРОГРАММЫ | AUTODESK | AutoCAD 2004 | AutoCAD 2004
Если появится стандартное диалоговое окно "Начало сеанса"(Startup), просто закрываем его кнопкой
(рис. 2).
2. Открытие и сохранение документа. Верхняя строка AutoCAD практически неизменна (рис. 4,1) и содержит наименования ПАДАЮЩИХ МЕНЮ, раскрывающихся после щелчка по надписи (на английском или русском языке):
"Файл" (File)
"Редактировать" (Edit)
"Вид" (View)
"Вставить" (Insert)
"Формат" (Format)
"Инструменты" (Tools)
"Рисовать" (Draw)
"Размер" (Dimension)
"Изменить" (Modify)
"Окно" (Window)
"Справка" (Help)
Выполнив команду:
ФАЙЛ (FILE) | ОТКРЫТЬ...(OPEN...)
активизируем диалоговое окно "Выбор файла" (Select File), где в самой нижней строке следует установить режим Drawing (*.dwg). В папке "Mokrushin" (там лежат все необходимые нам документы и будут храниться все вновь созданные) находим и щелкаем план поселения Скородум, помеченный слева иконкой
. При этом, в поле "Имя файла" (File name) высвечивается его название, а, если выполнены требуемые настройки, вверху справа, в области "Просмотра" (Preview), мы обнаружим миниатюрный растровый образец рисунка (рис. 3).
Вызванный нами чертеж (рис. 4) размещается в пределах черного ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА. КУРСОР, попадая сюда, превращается в квадратную МИШЕНЬ (рис. 4,6) по центру перекрестия. В дальнейшем, в зависимости от выполняемой функции, его форма (вместе с названием) будут меняться.
Кстати, воспользовавшись "Проводником" добьемся тех же результатов.
Теперь выполним команду:
ФАЙЛ (FILE) | СОХРАНИТЬ КАК...(SAVE AS...)
открыв диалоговое окно, почти не отличающееся от предыдущего (рис. 3). Здесь, прежде чем нажать кнопку "Cохранить" (Save), следует:
- в самой нижней строке, установить режим AutoCAD-2000 Drawing (*.dwg)" \\ "AutoCAD-2000 Чертеж (*.dwg);
- в поле "Имя файла"(File name) впечатать новое название рисунка с обязательным расширением ".dwg".
3. Настройка интерфейса. Данной операцией нельзя пренебрегать, так как она позволяет во много раз увеличить производительность труда - ведь обилие ненужных в данный момент кнопок сильно усложняет для неопытного пользователя ориентирование в рабочем пространстве. Для достижения нужного результата воспользуемся командой:
ВИД (VIEW) | ПАНЕЛИ...(TOOLBARS...)
Отыскав в диалоговом окне "Настройка" или "Адаптация" (Customize) соответствующую вкладку, найдем слева полный для данной модификации перечень ПАНЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТОВ. Все их, кроме одной - "Слои" (Layers), надо убрать с экрана, щелкая по квадратикам с галочкой
(рис. 5).
Против сообщений:
- Отображать всплывающие подсказки" (Show ToolTipse on toolbars);
- Показать сокращенные ключи в Подсказках" (Show shortcut keys in ToolTipse);
галочки, следует оставить. То же касается надписи:
- Показать изображение и имя" (Show Image and Name).
которая присутствует уже в другой вкладке - "Команды" (Commands), имеющей два поля. В левом из них - "Категории" (Categories) щелкаем пункт "Все команды" (All commands), а в правом с помощью линейки прокрутки, отыскиваем нужные кнопки. В процессе черчения при указании на любую из них в СТРОКЕ СОСТОЯНИЯ (рис. 4,10) вместо счетчика координат высветится КОММЕНТАРИЙ. При транспортировке иконки в ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ в нижней части диалогового окна "Настройка" (Customize), под строкой "Описание:" (Rename), также появится сообщение о функциях команды (по-русски или английски), а кроме того - ее наименование заглавными латинскими буквами. Одновременно вокруг кнопки образуется широкая черная кайма. Когда КУРСОР (к которому теперь пристыкованы снизу серый прямоугольник и квадрат с крестиком) окажется в единственной оставшейся панели, в ней высветится черная вертикальная метка, указывающая место, где появится пиктограмма (рис. 6).
Пиктограмма и название команды, высвечивающееся при указании на кнопку Комментарий Отменить последнее действие: UNDO или U
Reverses the most recent operationОбратить действие последней команды отмены UNDO или U: REDO
Reverses the effects of previous UNDO or U commandsПерейти к отображению предыдущего вида: ZOOM
Increases or decreases the apparent size of objects in the current viewportУвеличение выбранного прямоугольного окна: ZOOM
Increases or decreases the apparent size of objects in the current viewportУвеличение (уменьшение) отображаемого размера объектов: ZOOM
Zoom In (Zoom Out)Применение свойств выбранного объекта к другим объектам: MATCHPROP
Applies the properties of a selected object to other objectsСоздание сегментов прямой линии: LINE
Creates straight line segmentsСоздание кривой неоднородного рационального В-сплайна (NURBS): SPLINE
Creates a nonuniform rational B-spline (NURBS) curveРедактирование текста, размерного текста и определений атрибутов: DDEDIT
Edits text, dimension text, attribute definitions, and feature control framesСоздание концентрических кругов, параллельных линий и параллельных кривых: OFFSET
Creates concentric circles, parallel lines, and parallel curvesСмещение объектов на указанное расстояние в указанном направлении: MOVE
Displaces objects a specified distance in a specified directionПоворот объектов вокруг базовой точки: ROTATE
Moves objects about a base pointДублирование объектов: COPY
Duplicates objectsСоздание линейных размеров: DIMLINEAR
Creates linear dimensionsСоздание выровненных линейных размеров: DIMALIGNED
Creates an aligned linear dimensionНа будущее желательно вставить еще некоторые кнопки, конечно, если позволяют габариты монитора: Размещение равномерно распределенных точек или блоков вдоль длины или периметра объекта: DIVIDE
Places evenly spaced point objects or blocks along the length or perimeter of an objectРазмещение точечных объектов или блоков на объекте через измеренные интервалы: MEASURE
Places point objects or blocks at measured intervals on an objectПодрезка объектов режущей кромкой, заданной другими объектами: TRIM
Trims objects at a cutting edge defined by other objectsРасширение объекта до соприкосновения с другим объектом: EXTEND
Extends an object to meet another objectРазрыв выбранного объекта между двумя точками: BREAK
Breaks the selected object between two pointsЗаполнение замкнутой области или выбранных объектов штриховкой: BHATCH
Fills an enclosed area or selected objects with a hatch pattern or gradient fillУвеличение или уменьшение объектов пропорционально в направлениях X,Y и Z: SCALE
Enlarges or reduces selected objects proportionally in the X, Y, and Z directionsСоздание зеркальной копии объектов: MIRROR
Creates a mirror image copy of objectsРедактирование сплайна или подгон ломаной сплайном: SPLINEDIT
Edits a spline or spline-fit polylineСоздание двумерной ломаной: PLINE
Creates two-dimensional polylinesРедактирование ломаных и трехмерных полигональных сеток: PEDIT
Edits polylines and three-dimensional polygon meshesУправление свойствами существующих объектов: PROPERTIES
Controls properties of existing objectsПеремещение точки обзора в текущем виде: PAN
Moves the view in the current viewportУвеличение или уменьшение размера объектов в текущем виде: ZOOM
Increases or decreases the apparent size of objects in the current viewportУправление слоями и свойствами слоев: LAYER
Manages layers and layer propertiesЧтобы из ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ убрать ненужную команду, последнюю следует транспортировать в любой пункт ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА. В заключение, нажав соответствующую кнопку, закроем диалоговое окно и вернемся к исходному виду (рис. 4).
AutoCAD корректно работает лишь при условии поддержания с ним диалога через командную зону (рис. 6,8). Она расположена над панелью "Пуск" и информирует нас о выполняемых операциях. В нижней строке размещается ПРИГЛАШЕНИЕ - короткая фраза с двоеточием на конце, по-английски либо по-русски (приводятся оба варианта, выделяемые светло-зеленым цветом и разделенные двойной косой чертой) (рис. 6,9). В сообщении содержится предписание, какое действие следует предпринять. В данном случае система находится в ожидании конкретного задания:
Command: \\ Команда:
В любой момент выполняемая операция может быть отменена клавишей "Esc".
Так как система непрерывно создает протокол всей выполняемой работы (сохраняя его до конца сеанса), то кнопки
и
позволяют последовательно, шаг за шагом, отменять (восстанавливать) внесенные изменения, вплоть до начала (окончания) редактирования.
4. Вставка в чертеж растровых планов и карт. Для реализации указанной задачи воспользуемся командой:
ВСТАВИТЬ (INSERT) | РАСТРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ...(RASTER IMAGES...)
и активизируем диалоговое окно "Выберите файл изображения" (Select Images File). Здесь, в самой нижней строке, следует установить режим "Все файлы изображений" (All Image Files) (рис. 7).
Выбираем карту "новомихайловское.jpg". В открывшемся новом диалоговом окне "Изображение" (Images) в поле "Имя:" (Name:) указано название документа, а ниже - путь к нему. Прежде чем нажать здесь кнопку "ОК", щелчком устанавливаем галочки против надписей:
- Запомнить путь" (Retain Path)
- Указать на экране" (Specify on-screen), в колонках "Точка вставки" (Insertion point) и "Масштаб" (Scale) (рис. 8).
Вновь возвращаемся к исходному виду (рис. 4), но теперь в ПРИГЛАШЕНИИ читаем:
Command: _imageattach \\ Команда: Вставка изображения
Specify insertion point <0,0>: \\ Задайте точку вставки <0,0>:
КУРСОРОМ, превратившимся теперь в ПЕРЕКРЕСТИЕ (без квадратной мишени в месте пересечения), щелкаем первый раз в точке "т", а вторично - после того, как передвинем его в правый верхний угол ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА, проигнорировав в данном случае рекомендации компьютера:
Base image size: Width: 1.000000, Height: 0.707679, Unitless \\ Размер базового изображения: ширина: 1.000000, высота: 0.707679, Unitless
Specify scale factor <1>: \\ Укажите фактор <1>
При этом вслед за перемещением мыши потянется прямоугольная рамка, показывающая, как расположится кромка карты (рис. 9).
5. Выравнивание объектов. Иногда команду удобнее активизировать, напечатав на клавиатуре ее наименование (обычно по-английски). Так, чтобы привести вставленную карту к одному масштабу (1 единица = 1 м) с открытым ранее чертежом, введем:
Align ∟\\ Выровнять ∟ Дабы избежать путаницы, далее везде такая операция выделяется бледно-желтым цветом, а символом ∟ станем заменять термин enter. В ответ в ПРИГЛАШЕНИИ появляется указание:
Command: align \\ Команда: Выровнять
Select objects: \\ Выберите объекты:
Если щелкнем по краю карты КУРСОРОМ, трансформировавшимся теперь в маленький квадратный ПРИЦЕЛ, то документ будет оконтурен тонкой пунктирной линией, а программа повторит прежний запрос:
Select objects: 1 found \\ Выберите объекты: 1 найден
Select objects: \\ Выберите объекты:
Enter (в данном случае мы информируем систему о завершении отбора объектов и вызываем следующую опцию):
Specify first source point: \\ Первая исходная точка:
Воспользуемся кнопкой "Окно" (Zoom)
и отыщем на карте требуемую точку, которая совпадает с центром засечки, отмечающей место пересечения разграничительных линий географической сетки:
>>Specify corner of window, enter a scale factor (nX or nXP), or \\ >>Задайте углы Окна, введите коэффициент масштабирования (nX или nXP), или
[All/Zenter/Dynamic/Extents/Previous/Scale/Window]
: _w \\ [Все / Центр / Динамика / Границы / Предыдущий / Масштаб / Окно] <панорамирование>:_w >>Specify first corner: \\ Задайте первый угол (рис. 10).
Щелкаем ПЕРЕКРЕСТИЕМ (при движении которого теперь возникает прямоугольная рамка) сначала в пункте "а", потом "б" и, наконец, в центре засечки - на увеличенном фрагменте карты. В ответ появляются следующие указания:
>> Specify opposite corner: \\ Задайте противоположный угол:
Resuming ALIGN command. \\ Возобновление команды СОВМЕСТИТЬ
Specify first source point: \\ Первая исходная точка:
>>Specify first distination point: \\ Задайте новые координаты первой точки:
(рис. 11)
0,0 ∟ и возвращаемся к предыдущему виду (рис. 10), нажав соответствующую кнопку "Предыдущий"(Zoom)
:
Specify second source point or
: \\ Вторая исходная точка или <продолжить>: Теперь аналогичным способом ищем другую засечку (пункты "в","г") и определяем ее координаты:
1000,0 ∟ Specify third source point: \\ Третья исходная точка или <продолжить>:
В ПРИГЛАШЕНИИ пользователю предлагается выбрать значения, стоящие в угловых <> или квадратных [] скобках. В первом случае требуется нажать enter (сейчас мы так и поступим). Если надо реализовать второй вариант - набираем на клавиатуре соответствующую команду:
Scale objects baset on alignment points∟ [Yes/No]
: \\ Масштабировать объекты к точкам совмещения∟ [Да/Нет] <Нет>:
Yes ∟\\ Да ∟ Воспользовавшись по очереди кнопками
и , в 2 раза, по сравнению исходным видом (рис. 11), уменьшим чертеж, чтобы увеличившаяся карта, занявшая теперь новое положение, полностью поместилась в графическом экране:
Command: '_zoom \\ Команда: '_уменьшение
>> Specify corner of window, enter a scale factor (nX or nXP), or \\ Задайте углы Окна, введите коэффициент масштабирования (nX или nXP), или
[All/Zenter/Dynamic/Extents/Previous/Scale/Window]
: .5x \\ [Все / Центр / Динамика / Границы / Предыдущий / Масштаб / Окно] <панорамирование>: .5x (рис. 12). Теперь, нажав кнопку "Выстроенные размеры"(Dimaligned)
, определим расстояние между древним поселением (выделенным желто-оранжевой рамкой) и ближайшим населенным пунктом, щелкнув сначала две необходимые нам точки, а потом любую другую:
Command _dimaligned \\ Команда: Выстроенные размеры
Specify first Extension Line Origin or < select object >: \\ Определите начало первой строки расширения или <выберите объект>:
Specify second extension line origin \\ Задать начало второй выносной лини
Specify dimension line location or [Mtext/Text/Angle]: \\ Задать положение размерной линии или [Мтекст/Текст/Угол]:
Text Dimension = 290.1572 \\ Текст измерения = 290.1572
Кнопка "Отменить"(U)
позволяет легко избавиться от ненужных здесь линий построения:
Command: _u GROUP \\ Команда: Удалить все Выстроенные размеры
Command: \\ Команда:
6. Обрезка растровых изображений. Чтобы удалить не интересующие нас участки карты, активизируем команду:
ИЗМЕНИТЬ (MODIFY) | ОБРЕЗКА (CLIP) | ИЗОБРАЖЕНИЕ (IMAGES)
Из предыдущего упражнения нам известно, как действовать в ответ на приглашение:
Command: _Imageclip \\ Обрезка изображени
Select image to clip: \\ Выберите изображение для обрезки:
После этого с помощью кнопки
выводим на весь экран нужный нам фрагмент карты:
enter image clipping option [ON/OFF/Delete/New boundary]
: \\ Введите опцию обрезки [Вкл/Откл/Удалить /Новый контур] <Новый контур>:
enter: enter clipping typ [Polygonal/Rectangular]
: \\ Введите тип обрезки [полигональная/прямоугольная] <прямоугольная>:
Polygonal ∟\\ полигональная ∟ вероятно, будет достаточно 2-3 знаков, стоящих впереди:
Specify first point: \\ Первая точка
По порядку щелкаем перекрестием пункты "k", "l", "m", "n", "o", "p", "r", "s", "t", "u", задавая границу нужного нам фрагмента карты и получая каждый раз в ответ одно и то же сообщение:
Specify next point or [Close/Undo]: \\ Следующая точка или [Закрыть/Отмена]
В завершение, чтобы создать замкнутую область, следует напечатать:
Close ∟\\ Закрыть ∟ Command: \\ Команда: (рис. 13).
7. Управление слоями. В принципе, документ AutoCAD можно представить в виде стопки прозрачных листков (СЛОЕВ), каждый со своим названием. Для манипулирования ими служит РАСКРЫВАЮЩИЙСЯ СПИСОК (рис. 13,11). Он расположен в модифицированной нами ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ "Слои" (Layers) и после щелчка по значку
, должен выглядеть так, как на картинке на рис. 14.
Выдвижное окно, когда становится ненужным, убирается автоматически. КУРСОР, попадая сюда, сразу выделяет синим цветом одну из четырех строчек, в данном случае - "0". Одновременно, чуть пониже, появляется соответствующая надпись в черной рамке. Если щелкнем здесь, то выше, в узком окошке, вместо имени "карта" высветится "0". Произошла смена текущего СЛОЯ, являющегося рабочим, то есть топоплан окрестностей с. Ново-Михайловское ранее мы поместили в первом СЛОЕ, а отрисовка теперь уже пойдет во втором. Указав на двухпозиционный переключатель, помеченный иконкой с изображением лампочки, прочтем под КУРСОРОМ короткую информацию, для чего данная пиктограмма предназначена:
"on/off" \\ "включить или выключить слой"
Иными словами, в настоящий момент СЛОИ "Defpoints" и "У-об" невидимы, и для просмотра любого из них следует лишь щелкнуть по иконке
напротив, что тут же изменит облик последнего
.
8. Обводка криволинейных контуров карты. Нажмем кнопку
и в ответ на приглашение:
Command: _spline \\ Команда: Сплайн
Specify first point or [Object]: \\ Первая точка или [Объект]:
последовательно, в нескольких местах щелкаем перекрестием в нижней части карты по жирной изгибающейся черте, которая здесь соотносится с полевой дорогой (обозначается обычно двумя параллельными линиями - сплошной и пунктирной). При этом каждый раз появляется одно и то же предложение:
Specify next point or [Close/Fit tolerance]
: \\ Следующая точка или [Замкнуть/Допуск] : Дойдя до края карты, трижды нажимаем клавишу "enter", не обращая внимания на сообщения программы:
Specify start tangent: \\ Касательная в начале:
Specify end tangent: \\ Касательная в конце:
Command: \\ Команда:
Теперь воспользуемся кнопкой
:
Command: _offset \\ Команда: Смещение
Specify offset distance or [Through]
: (Величина смещения или [Точка] <Точка>:)
enter: Select object to offset or : \\ Выберите объект для создания подобных или :
щелкнем сначала по только что вычерченной кривой:
Specify through point: \\ Через точку:
а затем - рядом, указав пункт, через который пройдет новая параллельная линия (при этом прицел трансформируется в перекрестие)
Select object to offset or : \\ Выберите объект для создания подобных или :
enter: Далее задействуем кнопку
:
Command: '_matchprop: \\ Команда: '_Выравнивание свойств:
Select source object: \\Выберите исходный объект:
щелкаем пунктир против надписи "полевая дорога" (тут же возле прицела появится "кисть"), а потом, в ответ на комментарий:
Current active settings: Color Layer Ltype Ltscale Lineweight Thickness PlotStyle Text Dim Hatch Polyline Viewport \\ Текущие активные настройки: Цвет, Слой, Тип линии, Масштаб типа линии, Вес линий, Высота, Стиль печати, Текст, Размер, Штриховка, Полилиния, Видовой экран
Select destination object(s) or [Settings]: \\ Выберите целевой объект(ы) или [Настройки]:
- одну из созданных нами линий, которая моментально изменится (рис. 15).
Select destination object(s) or [Settings]: \\ Выберите целевой объект(ы) или [Настройки]:
enter: Command: \\ Команда:
9. Копирование объектов. После обводки всех необходимых нам контуров, скроем вставленный ранее план окрестностей с. Ново-Михайловское. Для этого воспользуемся пиктограммой
, напротив надписи "карта" (РАСКРЫВАЮЩИЙСЯ СПИСОК "СЛОИ"). Далее, найдем на схеме поселения Скородум (рис. 15) условный знак, обозначающий смешанный лес (елочка и лиственное дерево). щелкаем сначала по кнопке
:
Command: _copy \\ Команда: _ Копирование объектов
Select objects: \\ Выберите объекты:
потом - чуть выше и левее нужного нам изображения, а затем - ниже и правее. ПРИЦЕЛ превращается в рамку, которая должна охватить полностью искомый рисунок, а тот, в свою очередь, сразу же будет выделен пунктиром:
Select objects: Specify opposite corner: 10 found \\ Выберите объекты: Укажите противоположный угол: 10 найдено
Select objects: \\ Выберите объекты:
enter: Specify base point or displacement, or [Multiple]: \\ Базовая точка или перемещение, или [Несколько]:
По умолчанию программа воспроизведет нужную картинку лишь 1 раз, что нас не устраивает. Поэтому набираем:
Multiple ∟\\ Несколько ∟ Specify base point: \\ Базовая точка:
щелкаем сначала клонируемое изображение, а потом те места, где его следует повторить, каждый раз получая одно и то же сообщение:
Specify second point of displacement or : \\ Вторая точка перемещения или :
enter: Аналогичным способом перемещаем в новый чертеж все нужные нам объекты, включая текст (рис. 16).
10. Поворот объектов. Вращать любой элемент, в том числе и текст, можно с помощью кнопки "Поворот" (Rotate)
:
Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 \\ Текущие установки отсчета углов в ПСК: ANGDIR=против ч/с ANGBASE=0)
Select objects: \\ Выберите объекты:
Действуя ПРИЦЕЛОМ, захватываем на создаваемом плане стрелку, оповещающую нас о направлении течения реки:
Specify opposite corner: 5 found \\ Указать противоположный угол: 5 найдено
Select objects: \\ Выберите объекты:
enter: Specify base point: \\ Базовая точка:
щелкаем ПЕРЕКРЕСТИЕМ сначала примерно посередине пиктограммы, а потом в графическом экране, после того как вращающаяся фигура, связанная с КУРСОРОМ прямой линией, займет нужное положение:
Specify rotation angle or [Reference]: \\ Угол поворота или [Опорный угол]:
Command: \\ Команда: (рис. 17).
11. Редактирование надписей. Для выполнения поставленной задачи задействуем кнопку "Редактировать текст"(Ddedit)
:
Command: _ddedit \\ Команда: _ДИАЛРЕД
Select an annotation object or [Undo]: \\ Выберите текст или [Отменить]:
Щелкнув ПРИЦЕЛОМ по верхней строчке из тех, что скопированы нами ранее (рис. 17), открываем специальное ДИАЛОГОВОЕ ОКНО, где интересующая нас фраза уже выделена синим цветом (рис. 18):
Напечатаем:
Пермская обл.,∟ Select an annotation object or [Undo]: \\ Выберите текст или [Отменить]:
Последовательно выбирая оставшиеся строки, мы выполним необходимую лингвистическую правку. После этого стоит избавиться от всех ненужных деталей чертежа. щелкаем МИШЕНЬЮ сначала в верхнем левом углу ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА, а потом - у его нижнего обреза, посередине, постаравшись захватить внутрь образовавшейся прямоугольной рамки максимальное количество удаляемых элементов:
Command: Specify opposite corner: \\ Команда: Противоположный угол:
Command: \\ Команда: (рис. 19)
Выделенные после этого пунктиром фрагменты графического документа можно убрать клавишей "Delete":
Command: _u erase 400 found: \\ Команда: _о удалено 400 :
Опираясь на полученные навыки, нетрудно будет освоить приемы управления и оставшимися кнопками.
Литература
Борисенко В.И., Бубнов В.Ю., Смирнов А.С., 1996. Программный комплекс сопровождения археологических баз данных и анализа распределения массового материала в культурном слое поселения // Компьютеры в археологии. Материалы конференции "Опыт компьютерной обработки археологических материалов" (Москва, апрель 1993 года). М. назад